Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 900igr.net
Основания введения ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (ФЗ № 309-Ф3 от 01.12.2007) Приказ МО и Н Челябинской области от 09 декабря 2010г. № 01-989 «О подготовке государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. Компетентностный подход - методологическая основа образовательных стандартов нового поколения, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Компетентностный подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) 1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения. 2) Документ (комплект документов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание профессионального образования определенного уровня по конкретной профессии (специальности). 3) Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов (дисциплин, модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА учебный план рабочие программы учебных дисциплин и модулей др. материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся программы учебной и производственной практик календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии совокупность учебно-методической документации
Примерные основные профессиональные образовательные программы (ПОПОП) БУП + Программы инвариантных дисциплин Программы профессиональных дисциплин Программы профессиональных модулей (включая практику) + +
ОГСЭ - дисциплины Программа ОГСЭ 1 Программа ОГСЭ 2 Программа ОГСЭ 3 … ЕН- дисциплины ОП- дисциплины У ч е б н ы й п л а н Программа ЕН 1 Программа ЕН 2 … Программа ОП 1 Программа ОП 2 Программа ОП 3 … Профессиональные модули Программа ПМ 1 Программа ПМ 2 Программа ПМ 3 … Программа преддипломной практики В т. ч. учебная и производст-венная практика К а л е н д а р н ы й г р а ф и к Вариант набора примерной основной профессиональной образовательной программы
Профессиональный модуль (ПМ)- часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль имеет определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартом результатам образования и предназначен для освоения профессиональных компетенций в рамках основного вида профессиональной деятельности. Программа профессионального модуля - документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.
Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций обучающимися в рамках профессионального модуля. Общая компетенция (ОК)- способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности, а также вне профессиональной сферы. Профессиональная компетенция (ПК)-способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.
Пример формирования программ профессиональных модулей ПМ 01. МДК 01.01. МДК 01.02. ПМ 02. МДК 02.01. МДК 02.02. ПМ 03. МДК 03.01 Практика Практика Практика
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП Внедрение практико ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. Создание образовательной среды для освоения модульных программ Подготовка кадров к разработке и ведению междисциплинарных курсов Мероприятия по переходу к новым ФГОС материально-техническое кадровое финансовое информационно-методическое организационное Обеспечение