Психологические и паралингвистические особенности невербальной коммуникации.
Психологические особенности Обмен информацией происходит не только с помощью языка, то есть систему фонетических знаков, но и при помощи иных знаков и знаковых систем, которые относятся к невербальной коммуникации. Знание психологических особенностей невербальной коммуникации является важным условием налаживания контакта и создания общего коммуникативного поля.
Итак, основными задачами невербального общения, можно считать следующие: создание и поддержание психологического контакта, регуляция процесса общения; добавление новых значимых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов; - выражение эмоций, оценок, задач, содержания ситуации.
Невербальная коммуникация включает различные знаковые системы: оптико-кинетическую, пара- и экстралингвистическую, пространственно-временную, контакт «глаза в глаза», которые имеют свои особенности.
Оптико-кинетическая система знаков использует: жесты, мимику, пантомимику. В общем, эту систему можно представить как восприятие свойств общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лицо – мимика, позы – пантомимика). Эта общая моторика отражает эмоциональные реакции человека, поскольку включение оптико-кинетической системы знаков, в ситуации коммуникации, придает общению определенные нюансы, которые воспринимаются неоднозначно при условии использования одних и тех. же жестов в разных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что выделилось особое направление исследований – кинесика, которая изучает эти проблемы.
Паралингвистическая система это система вокализации вещания, которая характеризуется качеством голоса, его диапазоном, тональностью и выражает чувства и состояния человека. Так, спокойный и солидный голос снимает напряженность, возбуждает интерес, а недовольный – воспринимается как признак агрессивности.
Экстралингвистическая знаковая система это включение в речь, пауз и других нелингвистических компонентов (покашливание, смех), темп речи. Большое значение имеет распознавание психологического состояния человека на основе «языка тела» или невербального общения. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнера, его жесты. Выразительные движения тела и интерпретация невербального поведения зависят от возраста, личностных особенностей людей, а также от ситуации общения, коммуникативных задач и коммуникативных установок.
Паралингвистические особенности К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации, определяющим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм и высоту звука.
Громкость голоса, особенно динамика изменений этого параметра во времени, — важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна низкая громкость голоса, а для гнева — увеличенная. Большая громкость голоса сочетается с выраженной побудительной силой высказывания и часто служит намерению повлиять на собеседника. Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту (это и есть разговор «на повышенных тонах»). Если повышение тона превышает допустимый уровень для конкретного партнера, то это воспринимается как покушение на личное достоинство. Малая громкость голоса в процессе общения чаще всего ассоциируется у слушателей со сдержанностью, скромностью, нехваткой жизненной силы. Наиболее эффективной в практике деловой коммуникации признается тактика постоянного изменения громкости голоса. Часто слово, произнесенное тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает к себе большее внимание, чем слово, усиленное криком.
Темп речи. Средние статистические характеристики темпа речи человека существенно изменяются с возрастом вследствие ослабления активности артикуляционного процесса. Можно говорить о темпе речи как об индивидуальной личностной особенности, связанной прежде всего с характеристиками темперамента человека. Быстрый темп речи может свидетельствовать об импульсивности, уверенности в себе, а спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность. Кроме того, существуют значительные различия по показателям речи между представителями разных культур: «нормальная скорость» речи у французов и итальянцев обычно выше, чем у немцев и англичан. Ситуативные изменения присущего человеку индивидуального темпа речи позволяют судить об изменении его состояния. Так, люди начинают говорить быстрее, когда они взволнованы, когда говорят о своих трудностях, хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его. Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или плохом самочувствии. Одна и та же фраза («Прости, я сам(а) все расскажу»), произнесенная по просьбе исследователей профессиональным актером с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении радости — 5,00; печали — 1,74; гнева — 2,96; страха — 4,45. Аналогичные результаты получены при анализе эмоциональной выразительности вокальной речи.
Ритм, или течение, речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. Когда человек говорит на трудные для себя темы, он сбивается, часто неправильно строит фразы. Чем более прерывиста речь, чем больше в ней запинок, назализации (э… э… э…), слов-паразитов («значит», «так сказать» и т.п.), тем более некомпетентным он кажется слушающим. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто принимается за попытку обмануть партнера. Ритмичное говорение (ровное перетекание слов) ассоциируется в представлении слушателей с уравновешенностью, хорошим настроением собеседника, богатством чувств.
Высота голоса и ее изменение во времени — носитель информации о возрастных, половых, индивидуально-личностных особенностях человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса, чем низкорослые и худые