Представляемое методическое пособие, (схемо-курс), разработанное на Представляемое методическое пособие, (схемо-курс), разработанное на базе современных информационных технологий, является скромной попыткой автора дать основу теоретических знаний в рамках учебного курса «Психофизиология профессиональной деятельности». Отбор информации, логика изложения и дизайн не претендуют на абсолютную полноту и однозначность. Работа, скорее всего, представляет своеобразный набор тезисов в рамках обозначенных тем. Рекомендуется в качестве вспомогательного материала для использования в учебном процессе преподавателей, владеющими темами настоящего курса, занимающихся обучением студентов и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих в рамках специальности «Управление персоналом». Материал может служить определенным этапом при получения знаний при самостоятельной подготовке студентов. Web-технология позволяет использовать представленный материал в компьютерных презентациях (Microsoft PowerPoint), распространять на бумажных и электронных носителях.
Целью преподавания дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» является формирование у студента комплекса знаний по теоретическим основам науки о труде, медицине труда, физиологии труда, психологии труда, педагогики труда, эргономики, которые являются основой психофизиологии трудовой деятельности и приобретение практических навыков в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности человека. Целью преподавания дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» является формирование у студента комплекса знаний по теоретическим основам науки о труде, медицине труда, физиологии труда, психологии труда, педагогики труда, эргономики, которые являются основой психофизиологии трудовой деятельности и приобретение практических навыков в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности человека. «Психофизиология профессиональной деятельности» в учебном плане специальности «Управление персоналом». входит в блок специальных дисциплин и содержательно дополняет, конкретизирует и развивает такие дисциплины федерального компонента как: экономика и социология труда, экономика предприятия, организация труда персонала, управление персоналом, менеджмент с учетом особенностей подготовки специалистов во Владимирском филиале Российской академии государственной службы. Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» способствует реализации требований ГОС к уровню подготовки выпускника по специальности «Управление персоналом».
Труд – реализованная активность организма. Труд – реализованная активность организма. Труд – процесс жизнедеятельности, направленный на производство материальных либо духовных ценностей
Под условиями труда понимается совокупность факторов, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье Под условиями труда понимается совокупность факторов, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье
микроклимат (температура, влажность воздуха, скорость движения воздушного потока) микроклимат (температура, влажность воздуха, скорость движения воздушного потока) освещенность рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами (запыленность), химическими компонентами (загазованность), наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиационных источников и т. п. Гигиена труда и профпатология подробно рассматривают эту группу факторов и разрабатывают нормативы предельно допустимых уровней соответствующих показателей, а также разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с существующим неблагоприятным фактором внешней среды.
характер режима труда и отдыха, характер режима труда и отдыха, тяжесть и напряженность труда, рабочие позы, величины нагрузки на скелетную мускулатуру, на центральную нервную систему (ЦНС), на высшие отделы мозга, интенсивность загрузки мозга поступающей и обрабатываемой информацией, характер принятия решений, степень индивидуального риска и т. д.
социальная защищенность работающего, социальная защищенность работающего, наличие «социального пакета» заработная плата сотрудника, покупательские способности, обеспеченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т. д.
интерьер и дизайн рабочего помещения и рабочего места, интерьер и дизайн рабочего помещения и рабочего места, форма, цвет изделия, предметов, организационной техники с которым приходится работать, форма, цвет, фасон рабочей, фирменной одежды и т. п.
Тяжесть работы характеризует мышечные усилия (нагрузку на скелетные мышцы). Ее величина определяется энергетическими затратами организма, мощностью внешней работы или величиной статического усилия, требуемого при выполнении данной работы, массой и расстоянием перемещения поднимаемого или опускаемого груза, рабочей позой и характером рабочих движений, а также степенью напряжения физиологических функций (судя по данным частоты сердечных сокращений, проценту снижения выносливости, степени утомления), плотности загруженности рабочего дня. Тяжесть работы характеризует мышечные усилия (нагрузку на скелетные мышцы). Ее величина определяется энергетическими затратами организма, мощностью внешней работы или величиной статического усилия, требуемого при выполнении данной работы, массой и расстоянием перемещения поднимаемого или опускаемого груза, рабочей позой и характером рабочих движений, а также степенью напряжения физиологических функций (судя по данным частоты сердечных сокращений, проценту снижения выносливости, степени утомления), плотности загруженности рабочего дня.
Напряженность труда характеризуется объемом воспринимаемой информации и определяется степенью напряжения внимания, плотностью поступающих сигналов, состоянием анализаторных систем, эмоциональным напряжением. Напряженность труда характеризуется объемом воспринимаемой информации и определяется степенью напряжения внимания, плотностью поступающих сигналов, состоянием анализаторных систем, эмоциональным напряжением.
По напряженности труд делят на 4 группы, или категории: По напряженности труд делят на 4 группы, или категории: I. ненапряженный, II. малонапряженный, III. напряженный, IV. очень напряженный.
Результативность любого вида деятельности, любой работы лимитируется утомлением. Результативность любого вида деятельности, любой работы лимитируется утомлением. Проблемой утомления занимаются биологи, физиологи, гигиенисты и социологи, так как вопросы предупреждения утомления и реабилитаций непосредственно связаны с производительностью труда
Под утомлением понимают уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, имеющее временный характер. Если оно возникает при умственной деятельности, то говорят об умственном утомлении, а если при физической работе - о физическом утомлении. Состояние утомления проявляется в изменении физиологических процессов, в снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса. Под утомлением понимают уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, имеющее временный характер. Если оно возникает при умственной деятельности, то говорят об умственном утомлении, а если при физической работе - о физическом утомлении. Состояние утомления проявляется в изменении физиологических процессов, в снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса.
Утомление проявляется в существенном изменении деятельности различных органов и систем - уменьшается мышечная сила и выносливость, меняется частота сердечных сокращений (либо возрастает, либо значительно снижается), удлиняется время зрительно-моторных реакций, т. е. время, необходимое для анализа, переработки и ответа на информацию. Возрастают энерготраты организма, так как движения становятся неэкономичными, появляется масса лишних движений. Возрастает величина систолического и диастолического давления. Меняются технико-экономические показатели, например, возрастает продолжительность выполнения операций, уменьшается продолжительность микропауз, возрастает число ошибочных движений, увеличивается брак. Утомление проявляется в существенном изменении деятельности различных органов и систем - уменьшается мышечная сила и выносливость, меняется частота сердечных сокращений (либо возрастает, либо значительно снижается), удлиняется время зрительно-моторных реакций, т. е. время, необходимое для анализа, переработки и ответа на информацию. Возрастают энерготраты организма, так как движения становятся неэкономичными, появляется масса лишних движений. Возрастает величина систолического и диастолического давления. Меняются технико-экономические показатели, например, возрастает продолжительность выполнения операций, уменьшается продолжительность микропауз, возрастает число ошибочных движений, увеличивается брак.
1. Своевременное назначение отдыха. 1. Своевременное назначение отдыха. 2. Увеличение микропауз. 3. Регламентация физической и умственной нагрузки. 4. Использование функциональной музыки. 5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС. 6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика. 7. Использование фармакологических препаратов, повышающих работоспособность.
Для повышения умственной работоспособности, профилактики умственного утомления и борьбы с ним, предлагаются следующие фармакологические препараты Для повышения умственной работоспособности, профилактики умственного утомления и борьбы с ним, предлагаются следующие фармакологические препараты
Нервный. Подобного человека следует держать в рамках, указывать, как и что делать и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд. Нервный. Подобного человека следует держать в рамках, указывать, как и что делать и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд. Сентиментальный. С таким человеком следует "вести себя с большой осторожностью. Грубое обращение — лучший способ заставить его замкнуться в себе. В разговоре с ним нужно быть справедливым. Необходимо постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ним считаются. Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом. Бурный. Подобный человек отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью. Его не пугают препятствия: благодаря своей изобретательности он умеет их обходить. Такой человек охотно участвует в общем деле и выполняет все, что требуется. Он способен взяться за работу «засучив рукава», но необходимо постоянно поддерживать его интерес, к ней. Именно человеку, обладающему подобным характером, следует поручать такую, хотя и непоказную, работу, которая должна быть выполнена без промедления. Нужно пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о том, что он легко отвлекается.
Страстный. Это человек одной идеи, который отдается своей работе со всей страстью. Такие люди любят порядок; их реакции решительные, но не взрывные; их ум быстр и надежен. Удачу они переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений. Именно поэтому при назначении на руководящую должность человека с таким характером следует предварительно — во избежание конфликта — удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум людям такого типа, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению. Страстный. Это человек одной идеи, который отдается своей работе со всей страстью. Такие люди любят порядок; их реакции решительные, но не взрывные; их ум быстр и надежен. Удачу они переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений. Именно поэтому при назначении на руководящую должность человека с таким характером следует предварительно — во избежание конфликта — удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум людям такого типа, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению. Сангвиник. Подобный человек весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется; покладист и оптимистичен. Это делец. Он спокоен и смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Его рассудок ясен и открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.
Типоведение различает четыре пары альтернатив. Типоведение различает четыре пары альтернатив. По своему психологическому типу сотрудник является: экстравертом (Е) или интровертом (I); сенсорным (S) или интуитивным (N); мыслительным (Т) или чувствующим (F); решающим (J) или воспринимающим (Р).
Изучение резюме Изучение резюме Предварительная беседа по телефону Личное интервью Беседа с экспертом Тестирование и психодиагностика Проверка рекомендаций Принятие решения
Сколько времени необходимо работнику для выполнения основных операций Сколько времени необходимо работнику для выполнения основных операций Группировка операций по рабочему времени Организация рабочего места Планирование режима работы Характеристики работника для выполнения операций
- это деятельность направленная на разработку и реализацию методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности как субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений - это деятельность направленная на разработку и реализацию методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности как субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений
- метод экспертной оценки - метод экспертной оценки - метод самооценки - метод тестирования - биографический метод - метод наблюдения и беседы
Профессионально-психологический отбор при приеме на работу и учебу Профессионально-психологический отбор при приеме на работу и учебу Проведение углубленного психологического обследования при решении кадровых вопросов, оценка уровня надежности сотрудников Анализ межличностных отношений и психологической совместимости Бесконтактное (заочное) изучение людей и др.
16 PF Кеттелл 16 PF Кеттелл CPI LSI (Механизмы псих. защиты) MBTI (Mayers-Briggs) MMPI Raven Биографическая методика ДДО (дифф.-диагност. опросник) КОТ Метапрограммный опросник Методика интерперсональной диагностики (Т.Лири) Семантический дифференциал Социометрия СТМ (Структура труд. мотивации) ТИГР (Тест идеографический)
Профессиональная Карта Профессиональная Карта Психологическая Карта Компьютерная текстовая характеристика и резюме Карта социально-психологической некомпетентности Карта стратегии поведения Карта самооценки Карта межличностной совместимости Карта психофизиологических характеристик Карта "Профориентация" Карта "Профотбор" Карта параметров, добавленных заказчиком
В деятельности деловых людей знания основных закономерностей влияния условий производственной обстановки, оборудования, рабочих поз и действий, типологических особенностей высшей нервной деятельности работников, причин выявления и специфике проявления тех или иных психических и физиологических состояний очень важно для качественного выполнения ими функциональных обязанностей В деятельности деловых людей знания основных закономерностей влияния условий производственной обстановки, оборудования, рабочих поз и действий, типологических особенностей высшей нервной деятельности работников, причин выявления и специфике проявления тех или иных психических и физиологических состояний очень важно для качественного выполнения ими функциональных обязанностей
Методы и принципы психофизиологии труда. Методы и принципы психофизиологии труда. Задачи курса психофизиологии труда. Структура профессиональной деятельности. Основные характеристики труда. Профессиональный отбор. Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии Классификация профессиональной деятельности. Единство психического и физиологического в трудовой деятельности. Основные вида мышечной работы и рабочая поза человека. Утомление Динамика работоспособности и характеристика ее стадий. Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени. Оптимальная продолжительность рабочего времени. Сменность. Содержание психофизиологических исследований. Порядок проведения психофизиологических исследований. Классификация тяжести труда и ее факторы. Анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок. Распределение функций и рабочая нагрузка. Функциональное состояние и поведение человека. Влияние эмоции на деятельность человека. Принципы профессиональной диагностики. Диагностические методы. Структура профессиограммы. Понятие успеха в профессиональной деятельности. Динамика профессионального успеха. Психотехника профессиональной деятельности. Начало профессиональной деятельности. Эффективный темп профессионального успеха. Стратегии построения профессиональной карьеры. Психофизиологический анализ трудовых операций. Оптимизация режимов труда и отдыха.
Психофизиология человека/ В.Кроль.-СПб:Питер,2003.-304с. Психофизиология человека/ В.Кроль.-СПб:Питер,2003.-304с. Психология профессиональной деятельности/ Н. Самоукина.- СПб:Питер,2003.-224 с. Свириденко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб.пособие .-М.:ЮНИТИ-ДАНА;2003.-382 с. Полежаев Е.Ф, Основы физиологии и психологии труда,Учебное пос. для экон.вузов- -М:Экономика, 1974. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной деятельности: Уч.пос. /Иванова Е.М.-М: 1999. Куракина Л.Ю. «Психофизиология профессиональной деятельности».Учебник (в электронном виде) – НовГУ -2006г.