Освоение и использование учащимися УУД. Ресурсы педагогической деятельности. Мониторинг уровня сформированности УУД Учуватова Татьяна Васильевна, методист НОУ НЦНО Воробьева Полина Сергеевна, заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия №50» 28.10.2011г.
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. «портрет выпускника основной школы» ФГОС ООО п.6
Универсальные учебные действия (УУД) Учебно-информационные – УУД, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач Учебно-коммуникативные – УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности. Учебно-организационные – УУД, обеспечивающие планирование, контроль и оценку учебной деятельности учащихся. Учебно-логические – УУД, обеспечивающие чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
УМЕНИЯ Определять тему и главную мысль Переводить опорную схему в текстовую информацию Аргументировать свою позицию Работать по алгоритму Сравнивать Структурировать текст Формулировать вопрос в соответствии с коммуникативной ситуацией Составлять простые алгоритмы Классифицировать Осуществлять перевод текста в различные таблицы, схемы и модели Принимать другие позиции и точки зрения Осуществлять оценку действий Конкретизировать Обобщать Использовать различные источники при поиске информации Осуществлять контроль своих действий Систематизировать Формулировать вопросы к тексту Делать вывод на основе предположений и несложных умозаключений Оценивать (по определенным критериям) и редактировать чужой текст Выбирать рациональный способ решения Делать вывод на основе прочитанного текста Видеть проблему в учебном материале и планировать пути её решения
Универсальные учебные действия (УУД) Учебно-информационные – УУД, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач Учебно-коммуникативные – УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности. Учебно-организационные – УУД, обеспечивающие планирование, контроль и оценку учебной деятельности учащихся. Учебно-логические – УУД, обеспечивающие чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Алгоритм написания тетради Выделить и описать основные развивающие задачи школьного образования
Алгоритм написания тетради Переформулировать общие задачи развития в конкретные надпредметные умения, развивающие УУД
Алгоритм написания тетради Подобрать типы заданий для развития каждого из УУД
Алгоритм написания тетради Соотнести учебные задания разных типов с программами, найти им место в различных разделах и учебных темах рабочих тетрадей по предметам.
Алгоритм написания тетради Синхронизировать в рабочих тетрадях задания по развитию УУД на разных предметах
Алгоритм написания тетради Выделить и описать основные развивающие задачи школьного образования Переформулировать общие задачи развития в конкретные надпредметные умения, развивающие УУД Подобрать типы заданий для развития каждого из УУД Соотнести учебные задания разных типов с программами, найти им место в различных разделах и учебных темах рабочих тетрадей по предметам. Синхронизировать в рабочих тетрадях задания по развитию УУД на разных предметах
Ресурсные тетради
Специфика подхода НЦНО к мониторинговым исследованиям развития УУД изучение уровней сформированности ряда учебных действий как универсальных на базе нескольких предметных областей осуществление системности и преемственности в мониторинговых заданиях на разных этапах обучения определение роли и места конкретного предмета в развитии УУД, взаимовлияния УУД и ЗУН
изучение уровней сформированности ряда учебных действий как универсальных на базе нескольких предметных областей Умение сравнивать Русский язык Задание. Сравните 2 слова носитель и переносица. Найди два сходства и два отличия по существенным языковым признакам Математика Задание. Сравните два математических объекта: и . Найдите два сходства и два отличия у этих объектов. Английский язык Задание. Сравните два предложения по составу, по цели высказывания, по временам. Найдите два сходства и два отличия. 1. We enjoyed the show. 2. Did you enjoy the show? История Задание. Сравните Афинскую школу и современную. Найди два сходства и два отличия.
осуществление системности и преемственности в мониторинговых заданиях на разных этапах обучения Умение осуществлять перевод текста в различные таблицы, схемы, модели. 4 класс Задание. Прочитай текст. Дополни схему по теме «Члены предложения». В предложении бывают главные и второстепенные члены предложения. Главные – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?. Сказуемое – что делать?, что сделать?. Второстепенные – дополнение, определение, обстоятельство. Дополнение отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного. Определение – какой? какая? какое? какие?. Обстоятельство – где? куда? откуда? когда? почему? каким образом? Члены предложения ……..…………………… …………………………….. Подлежащее …………………. …………….. определение ……………... (какой?, какая?..) 5 класс Задание. Прочитайте текст рубрики «Теоретические сведения» на стр. 32-33 учебника и дополните схему по теме: «Морфема – значимая часть слова». морфема словообразующая …………………… …………………. ……………….. окончание ……………………
Взаимовлияние УУД и ЗУН Умение аргументировать свою позицию 5 класс Задание. Перед вами два стихотворения. Прочитайте их и подумайте, какое из них вы посоветуете прочитать своему другу. Приведите не менее трех аргументов. 6 класс Задание. Перед вами текст. Прочитайте его и определите, к какому стилю речи он относится. Приведите не менее трех аргументов, доказывающих правильность вашей позиции.
определение роли и места конкретного предмета в развитии УУД
Карта достижений учащихся 5- класса шк ___
Карта отслеживания результатов мониторинга администрацией школы
От обучения ради знания к образованию ради развития
Пути формирования метапредметных результатов Возможности предметной области Организация образовательного процесса Модель поведения учителя
Желаем успеха! Спасибо за внимание!