Содержание: 1. Определение термина «телеконференция» 2. Аудиоконференция 3. Видеоконференция 4. Компьютерные конференции 5. Проведение телеконференций в учебном процессе 6. Роль преподавателя 7. Заключение 8. Вопросы для самоконтроля 9. Список литературы 10. Пояснительная записка
Что такое телеконференция? Телеконференция - это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение или компьютерные данные. Сообщение, посылаемое в телеконференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым, процесс напоминает общение за круглым столом. У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика конференции, этикет и т.п. Телеконференции - это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая: аудиоконференции (audioconferencing), видеоконференции (videoconferencing) и компьютерные конференции(computerconferencing).
Аудиоконференции Аудиоконференции - это разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммутация участников конференции. Аудио конференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи. Аудио конференции широко используются в комбинации с односторонним видео (oneway video), спутниковым ТВ, а также для проведения селекторных совещаний. Данный вид телеконференций имеет ограниченное применение для целей дистанционного образования.
Видеоконференции Видеоконференция - это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Подобная система способна значительно повысить продуктивность работы обучаемых, обеспечивая им такие возможности, как личное общение с преподавателем без затрат на переезды, своевременный обмен необходимой информацией и совместная работа над какой-либо задачей удаленных друг от друга участников учебного процесса. Видеоконференцсвязь объединяет прямой диалог, доступ к базам данных, передачу голоса и видео, а также функцию "белой доски". С помощью такой "доски" пользователи могут делать на документе свои пометки и знакомиться с комментариями и поправками других участников конференции. Учитывая возможность передачи практически любых видов информации, простоту и быстроту общения, естественность процесса общения видеоконференции можно считать наиболее эффективной технологией организации системы дистанционного образования.
Компьютерные телеконференции В компьютерных телеконференциях могут участвовать сотни и тысячи пользователей Internet. Принять участие в конференции очень просто. Надо подключиться к конференции, набрав ее адрес. На экране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников конференции. Хотя сообщения и отклики появляются очень быстро, телеконференции не вполне можно отнести к синхронным средствам. Скорее, они напоминают гигантские доски объявлений, на которых пишут все участники. Как и на досках объявлений, в компьютерных телеконференциях информация сохраняется некоторое время. Так что, можно вернуться и просмотреть ее, даже когда участники физически не участвуют. Таким образом, возможен просмотр информации, прошедшей в телеконференции за некоторый отрезок времени.
Проведение телеконференций в учебном процессе Работая в форуме, учащиеся не получают информацию "на блюдечке", а самостоятельно вырабатывают свою точку. При лекционном методе обучения происходит пассивная передача информации и знаний, при индивидуальных заданиях учащиеся могут приобрести новые навыки и умения, однако нет уверенности, что они выполнят работу самостоятельно. В форуме новые знания приобретаются на основе существующих, происходит творческое применение этих знаний. У преподавателя не возникает сложностей с ответами на возможную лавину вопросов, ученики могут отвечать на вопросы других членов группы. В отличие от занятий в аудитории эта форма обучения позволяет организовать гибкий график работы, одновременно работать над несколькими темами, распространить опыт преподавателя на большое число учащихся. Методом такой работы является активное сотрудничество преподавателя и учащихся.
Роль преподавателя Роль преподавателя состоит в том, чтобы максимально способствовать распространению информации и знаний среди учащихся в отличие от простого контроля над подачей материала и ходом обучения. Преподаватель, начиная дискуссию, создает атмосферу равенства участников, обрисовывает задачи и приглашает учащихся к участию в дискуссии. К вводной части дискуссии относятся: приветственное сообщение, для привлечения внимания аудитории, описание цели (задач) дискуссии, приглашение к участию в дискуссии (в зависимости от аудитории учащихся можно предложить для решения сложную задачу, поставить вопрос на обсуждение). Цель состоит в том, чтобы заставить учащихся ответить, немедленно принять участие в дискуссии. Преподаватель должен время от времени подводить итоги дискуссии. Это особенно важно, если необходимо прийти к единому мнению, указать на непоследовательность и различие мнений, вернуть дискуссию в прежнее русло. При подведении промежуточных итогов надо перечислить вопросы, при обсуждении которых не удалось прийти к единому мнению. Важно создать итоговый документ в качестве комментария к первоначальной теме дискуссии. Важно собрать выводы и мысли учащихся, подвести итог и распространить идеи среди остальных учащихся. Преподаватель выступает в роли управляющего передачей знаний. Конструктивная реакция на действия учащихся является одним из самых сложных аспектов занятий. В отзывах и рецензиях следует сочетать поощрение и конструктивную критику, стремиться к тому, чтобы связь с учащимися и отклики на их действия были ясными и полными. Можно использовать графику и специальные символы для передачи чувств и эмоций, однако не злоупотреблять этим. Одной из основных задач преподавателя является тщательное наблюдение за обсуждением, при этом наблюдение не всегда означает вмешательство в ход дискуссии. Следует обращать внимание на слишком активное или пассивное участие со стороны отдельных учащихся, на учащихся, которые вырабатывают решения и достигают согласия слишком быстро без достаточного обсуждения, на напряженные отношения между учащимися.
Заключение Учебные телеконференции являются новым интересным средством обучения, способствующим успешному решению некоторых проблем в обучении. Для достижения наибольшей эффективности необходимо соблюдение ряда требований к ее использованию в учебном процессе: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане и определенной учебными целями задачи (проблемы), которая может обладать следующими свойствами: - не имеет определенного решения, и поэтому, требует коллективного обсуждения для его выработки; - требует анализа и сравнения существующих на данном этапе точек зрения, концепций и выработки определенного суждения на этот счет; - требует совместного решения или создания какого-либо продукта деятельности 2. Обязательное получение в завершение конференции практически, теоретически, познавательно значимого результата. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников. 4. Структурирование содержательной части телеконференции (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование участниками методов сравнения, анализа, исследования, моделирования, навыков коммуникативного общения и творческого мышления.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое телеконференция? 2. Перечислите виды телеконференций. 3. В чём заключается роль преподавателя в проведении таких конференций?
Список литературы: 1. http://www.e-joe.ru/sod/00/6_00/bur.html 2. http://gricenko-myblog.blogspot.com/ 3. http://it-n.ru/board.aspx
Пояснительная записка Данная презентация поможет разобраться как и учащимся, разобраться в понятии телеконференция и объяснит значение данного процесса и важность его включения в учебный процесс.