Цель исследования – выявить педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Объект исследования – художественное творчество. Предмет исследования – процесс развития художественного творчества старших дошкольников при ознакомлении с народной игрушкой. Задачи исследования: 1. Дать характеристику детского творчества на основе анализа психолого-педагогической литературы. 2. Выявить особенности проявления художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста. 3. Составить методику развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Методы исследования: Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Изучение продуктов детской деятельности. Наблюдение за деятельностью воспитателей на занятиях по изобразительной деятельности детей. Опрос воспитателей. Изучение педагогической документации. Опытно-практическая работа в ГОУ детский сад № 686 Южного округа г. Москвы.
Гипотеза исследования: развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой может быть успешным при следующих педагогических условиях: Гипотеза исследования: развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой может быть успешным при следующих педагогических условиях: 1. Создание интереса к народной игрушке как произведению народной культуры: ознакомление с промыслами, ремеслами, особенностями изготовления и оформления, постижение некоторых черт национального характера, воплощенных в игрушке (оптимизм, юмор, творчество, желание занять и порадовать ребенка). 2. Стимулирование творческой самореализации ребенка путем: синтеза различных видов искусств (изобразительное, словесное, театральное); индивидуально-дифференцированных форм организации образовательного процесса; опоры на активность ребенка в различных видах художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация, театрализованная игра, импровизация); создания развивающей среды.
Отношение детей к творчеству; их увлеченность, способность войти в воображаемую ситуацию, искренность переживаний, что является основой интенсивного развития художественных способно­стей. Качество способов творческих действий детей, быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новых сочетаниях оригинальности способов действия. Качество продукции, отбор характерных черт явлений, персонажей, предметов, их отражение в рисунке, драматизации, в словесном и песенном творчестве, поиски художественных средств удачно выражающих личное отношение детей.
Все педагоги признают особое значение народной игрушки в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения: Все педагоги признают особое значение народной игрушки в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения: оформление пространственно-развивающей среды - 100% использование в качестве образца на занятиях - 100% стимул для развития детского творчества - -20%
Oформлениe предметной среды творческими работами, выполненных детьми, а также в сотворчестве с педагогом или родителями
Народная игрушка является действенным средством в развитии художественного творчества старших дошкольников. Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается созданием ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, аппликации, игры), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, придумывание новых действий, характеристик героев, применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы. Народная игрушка является действенным средством в развитии художественного творчества старших дошкольников. Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается созданием ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, аппликации, игры), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, придумывание новых действий, характеристик героев, применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы. Опытно-практическая работа показала, что без специально организованного обучения, художественное творчество детей на материале народной игрушки проявляется в воспроизведении хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативности, самостоятельности, дети тяготеют к репродуктивным способам деятельности. Основу нашей работы составили следующие педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой: создание социокультурной пространственно-развивающей среды; развитие познавательного интереса к народной игрушке; проблематизация содержания обучения; индивидуально-дифференцированные формы организации образовательного процесса; свободный выбор ребенком задания, партнера, вида деятельности, материала и способа изготовления игрушки.