Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами. Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.
В целом методы разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические методы - те, которые применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще: Стратегические методы - те, которые применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:
планирование социального развития; планирование социального развития; информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации; использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации; организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников; наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы; адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.
Тактические методы управления конфликтом исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом (K. Thomas), которая предполагает две базовые тактики: Тактические методы управления конфликтом исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом (K. Thomas), которая предполагает две базовые тактики: - соперничество; - приспособление. и три производные тактики: - уклонение; - компромисс; - сотрудничество.
Далее рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.
Наиболее популярный метод управления. Наиболее популярный метод управления. Его суть: группа стремится избежать конфликта, покидая “сцену” экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро. Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.
тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта; тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта; · давление более важных обстоятельств; · охлаждение разгоревшихся страстей; · сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;
более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт; более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт; · ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или когда указывает на другие и более глубокие причины; · страх перед противоположной стороной; · неудачное время надвигающегося конфликта.
чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой; чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой; затягивание решения проблемы; применение замедленных процедур для подавления конфликта; использование секретности во избежание конфликта; обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам, как к основе разрешения конфликта.
важности проблемы (тогда избегание похоже на страусиное поведение); важности проблемы (тогда избегание похоже на страусиное поведение); перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод применим лишь на относительно короткое время; когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.
Его суть: никаких действий и расчетов не производится вообще . Его суть: никаких действий и расчетов не производится вообще . Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий.
Данный метод используется в случаях: Данный метод используется в случаях: когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность; когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации); формирования стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций; когда явное превосходство на другой стороне и Вы ей проигрываете; когда стабильность наиболее важна; повышения управленческой квалификации подчиненных и при изучении собственных ошибок.
Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма. Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма. Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе. Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты - акцентируются: “Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку”.
Применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.
стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт; стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт; нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа; невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам; отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску).
скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям; скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям; акты саботажа; распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству; возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности.
Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно. Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.
при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств; при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств; · когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой “объективной” информации; · когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений; · когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений; · при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.
Его преимущества:быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса. Его преимущества:быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.
Компромисс - вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов. Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон. Компромисс - вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов. Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.
когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости; когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости; · когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели; · достижения временных соглашений по комплексным проблемам; · достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;
выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха; выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха; · когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: “дай-возьми”; · если обе стороны имеют достаточно времени; · ограниченности ресурсов; · нежелательности исхода “выигрыш-проигрыш”.
переговоры; переговоры; каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу; поиск приемлемых решений.
нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения); нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения); · принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным; · в случае оспаривания участниками принятых обязательств.
возможность решения спорных вопросов для обеих сторон; возможность решения спорных вопросов для обеих сторон; фокусирование внимания на взаимных интересах; использование объективного критерия в ходе переговоров; ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон; разработка взаимовыгодных решений.
Метод сотрудничества - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации. Метод сотрудничества - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.
выработки интегративного решения, когда “корзины” проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса; выработки интегративного решения, когда “корзины” проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса; · когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте; · выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе; · выработки соглашения на основе принципа консенсуса; · когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон; · соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества.
ориентация на разрешение проблемы; ориентация на разрешение проблемы; акцент не на различия, а на разделяемые обеими сторонами идеи и информацию; поиск интегрируемых решений; выявление ситуаций, когда обе стороны должны выиграть; подход к конфликту как к вызову.
Методика решения конфликта через решение проблемы, предложенная Аланом Фили, заключается в следующем:
1. определите проблему в категориях целей, а не решений; 1. определите проблему в категориях целей, а не решений; 2. когда проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон; 3. сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны; 4. создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией; 5. во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
Метод силы - стремление одной стороны навязать другой свое решение. Метод силы - стремление одной стороны навязать другой свое решение.
когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств; когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств; в случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты); в жизненно важных для организации ситуациях, когда сильная сторона осознает свою правоту; против социальных групп с деструктивным поведением.
навязывание стратегий типа “выигрыш-проигрыш”; навязывание стратегий типа “выигрыш-проигрыш”; использование конкуренции; использование власти путем принуждения; требование подчинения.
Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество над работниками. Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество над работниками.