«Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Антуан де Сент-Экзюпери. 900igr.net
Тема педсовета: «Классный час как эффективная форма воспитания классного коллектива в системе воспитательной работы в школе».
Цель: Совершенствование методики подготовки и проведения классных часов с использованием системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС.
План проведения педсовета: I часть. Классный час как одна из главных форм воспитания в школе. «Классный час как эффективная форма воспитания» (Антонова М.Н.) – 30 мин. «Классный час в начальной школе» (Скрылева И.А.) – 5-7мин. «Использование ИКТ на классных часах» (Абрамова М.А.) – 5-7мин. «Исследовательская деятельность в работе классного руководителя со старшеклассниками» (Сиваева О.А.) - 5мин.
II часть. Педагогические технологии на примере системно-деятельностного подхода в соответствии ФГОС. (рекомендации, советы, обмен опытом) 1 группа «Наглядно-образное представление средствами современных образовательных технологий в работе классного руководителя» (Павлова С.Н.) 2 группа «Использование приемов технологии развития критического мышления при проведении классных часов» (Тихонова Т.Н.) 3 группа «Технология деятельностной драматизации» (Богданова Е.В.)
Что такое классный час? Во-первых, это внеурочная воспитательная деятельность; Во-вторых, это фронтальная (массовая) работа с детьми; В-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; В-четвёртых, это общение классного руководителя с детьми, где приоритетную роль играет педагог.
Педагогические задачи классного часа Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке; Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности; Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка; Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей; Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Функции классного часа: просветительская - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. ориентирующая - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. направляющая - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. формирующая - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.
Типы классных часов. Нравственный классный час Цели: Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто).
Интеллектуально-познавательный классный час Развивать познавательный интерес учащихся; Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематический классный час Цели: Развивать кругозор учащихся; Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Информационный классный час Цели: Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; Применение знаний, полученных на уроках истории и обществознания; Формирование своего отношения к происходящему; Развитие исследовательских умений.
Формы классного часа: Беседа Диспут Встречи с интересными людьми Викторины по различным областям знаний Дискуссии КВНы Интерактивные игры Игры-путешествия Тренинги Читательские конференции Досугово – развлекательный классный час (культпоход в театр, музей, концертные залы, выставки, концерты, огоньки, инсценировки)
Действия при подготовке классного часа: Определить тему, сформулировать цель; Составить план (сценарий); Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме; Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом); Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
Критерии эффективности классного часа. Личная значимость для учащихся; Комфортность, благоприятный психологический климат; Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников; Обогащение жизненного опыта учащихся; Духовно-нравственная ценность; Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Результаты экспресс-опроса № п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 Кино 82% 23% 2 Политехнический музей 64% 35% 3 Планетарий 82% 35%
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 Кино (2 раза) 73% 47% 2 Никуда 68% - «Кинотеатр – это не экскурсия, значит «нет», – никуда мы не ездили»
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 Биологический музей 79% 50% 2 Музей МЧС 54% 33% 3 Театр 8% - 4 Цирк 4% - 5 Кино 8% -
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 Царицыно (2 раза) 107% 58% 2 Коломенское 54% 15% 3 Дендропарк 54% 26% 4 Театр 38% 23% 5 Океанариум 7% 7% 6 Планетарий 26% 3% 7 Музей (Дарвина, станция юннатов, МЧС) 81% 46% Кино, каток, ярмарка меда 15% 11%
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 «Огни Москвы» 56% 17% 2 Цирк 96% 26% 3 По Европе 4% -
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 «Огни Москвы» 84% 28% 2 Можайская колония 24% 8% 3 Цирк 20% 8% 4 Театр 8% -
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 Театр 41% 14% 2 «Чудо-парк» 45% 9% 3 Исторический музей 4% - 4 Профориентация 27% 23% 5 По Европе 9% 4%
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 «Вечерняя Москва» 11% - 2 Театр 19% 4% 3 Исторический музей 4% 4% 4 Профориентация (2 раза) 69% 35% 5 По Европе 8% 8%
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 Театр (4 раза) 164% 85% 2 Музей 86% 57% 3 «Ледовые скульптуры» 86% 57% 4 Ролл-холл 36% 7%
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 «Огни Москвы» 100% 50% 2 Театр 25% - 3 Музей 62% 25% 4 Ролл-холл 37% 25%
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 Театр (4 раза) 162% 94% 2 Музей 100% 56% 3 «Огни Москвы» 56% 18% 4 К однокласснику в больницу 6% 6%
№ п/п Какие поездки были совершены вашим классом в этом году? Класс Личное участие ученика 1 Театр 23% 17% 2 Третьяковская галерея 100% 30% 3 «Чудо-парк» 100% 30% 4 Шашлыки 35% -
Количество выездов класса
% участников выездных мероприятий
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Поведение 82% Деловая игра «Выборы» 70% «Права ребенка» 41% Успеваемость 12% «1 сентября» 12% Дела класса, подготовка к праздникам 17% Здоровье 5% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 12%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Не проходят 36% «Ни на какие темы у нас не проходили классные часы, мы проверяем дневники» 15% Поведение 21% О войне 21% Оценки 5% Жизнь Пушкина 5% 8 Марта 5% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов -
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? О вежливости 58% Масленица 58% Поведение 33% Дежурство 25% «Учеба, учеба, учеба» 16% Внешний вид 16% Новый год 8% Дневники 4% Правила этикета 4% Украшение класса 4% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 29%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Праздники, их история 62% Отношения внутри класса и проблемы 35% Дежурство 38% Поведение 35% Успеваемость 31% Подготовка к мероприятиям 27% Арбузник 19% ПДД 15% Масленица 11% Дни рождения 11% Тематические, о Ломоносове, дописывание контрольных, о справках, об обязательствах, пляски и пение, распределение обязанностей по 4% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 35%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Поведение 91% «Проблемы алкоголя» 26% День рождения классного руководителя 17% Праздники 13% Оценки 8% Арбузник 8% Огонек 4% ПДД 4% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 69%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? «Ничего» 60% Арбузник 12% Успеваемость 8% «Курение и алкоголь» 8% Подготовка к школьному празднику (разделение на индейцев) 8% «Не помню ни одного классного часа» 4% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 4% «Нет такой возможности»
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Совместный классный час с параллельным классом 32% Битва под Москвой 23% Организация праздников 18% Оценки 18% Правила этикета 13% Вред курения 13% Вежливость 9% Поведение 4% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 4%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Обсуждение мероприятий («поездка в Питер») 65% Масленица 65% Выставление оценок 65% Поведение 53% Дежурство 23% Подарки на праздники 11% Викторина 3% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 27%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Греция 93% Арбузник 86% 23 февраля 71% Мимика, жесты, характеры 50% Этикет 43% Вежливость 28% Дни рождения 21% 8 марта 21% Правила дискуссии 14% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 43%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Масленица 100% Вежливость 87% О правах 75% Гигиена 50% 23 февраля 37% Новый год 37% Портфолио 25% Огонек 25% 1 сентября 25% О воде 12% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 25%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Этикет 87% Язык жестов 75% Традиции Нового года 75% Культура Греции 37% Битва под Москвой 19% Проблемы общения 6% Праздники 6% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов 6% «К сожалению не участвовала» 6% «Не участвовал, но хотел бы» 6%
Какие вопросы вы рассматриваете на классных часах? Битва под Москвой 53% 1 сентября 41% Классные дела 5% Викторина 5% Дисциплина 5% Принимают участие в подготовке и проведении классных часов -
Наиболее популярные темы классных часов.
Вовлечение учащихся в подготовку и проведение классных часов
5а Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? Обсуждать проблемы класса. Об окружающей среде, играх, футболе, как помочь пенсионерам. Избавить от курения одноклассников. Как не бросать свою вину на другого и о том, что не надо кидать чужие вещи. И, конечно, насчет Пашиного поведения. «Могу найти любую информацию и рассказать…» «Могу рассказать все о футболе» «Могу рассказать про Пашино поведение»
5б Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? Поговорить о дружбе, проблемах класса. Проводить викторины и интеллектуальные игры, танцевать, рисовать. Определить кто в классе самый умный, провести замер Q. «Могу подготовить презентацию». «Могу спеть песню, почитать стихи, нарисовать». «Могу с моими подругами устроить мероприятие». «Могу показать презентацию с моими 4 котами и 2 собаками».
6а Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Поговорить о жизни класса, о футболе». «Поездки, экскурсии, просмотр фильмов». «Поставить сценку». «Чаепитие, Макдоналдс». «Могу внести предложение». «Могу сыграть главную роль в сценке». «Я бы принесла еду». «Провести занятие в 1 классе». «Могу оказать помощь в укрощении класса».
6б Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Поговорить о жизни, о том, чем мы занимаемся после школы (хобби учеников)». «Завести живой уголок». «Интересуют познавательные классные часы (астрономия, спорт, музыка, литература, искусство, Страны Мира, Индия)». «Экскурсии, походы, кукольный театр». «Игры, загадки, чаепития, веселые праздники». «Экстрим шоу, ралли, прыжки на авто». «Сделать стенгазету, презентацию». «Принесу настольные игры». «Могу закупить, донести». «Могу подобрать песню, музыку, принести сценарий, рассказать о верховой езде». «Помогу в оформлении, проведении праздников». «Исполнила бы главную роль».
7а Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Конкурсы, викторины, поездки, экскурсии». «Соревнование по перестрелке, состязания». «Огонек, дискотека, чаепитие». «Поездки, экскурсии, кино». «А ну-ка, девушки!». «Исключение нескольких учеников». «Могу устроить конкурсы, принести музыку». «Оформить, нарисовать». «Чем смогу – помогу».
7б Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Конкурс талантов». «Рассказ о Второй Мировой войне». «Экскурсии, кино, прогулки по парку, аквапарк». «Арбузник, Хеллоуин, дискотека, банкет». «Могу подготовить презентацию про писателей». «Могу помочь забронировать билеты». «Я накрыла бы стол». «Подготовить номер, подготовить рассказ».
8а Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Классные часы на социальные темы». «Какие предметы сдавать на ЕГЭ?». «Как правильно пользоваться Интернетом?». «Поступление в ВУЗы: как обеспечить себе хорошую жизнь в будущем?». «Первая медицинская помощь». «Отмечать все праздники». «О вреде курения и алкоголя». «Просто о жизни поболтать». «Могу организовать игры». «Станцую на тему праздника». «С удовольствием могу рассказать, подобрать информацию, подготовить презентацию».
8б Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Поздравлять именинников». «Какое-нибудь развлекательное мероприятие». «Больше поездок». «Конкурсы». «Чаепитие». «Обсудить ученика, высказать о нем свое мнение». «Помогу чем смогу». «Оплатил бы все экскурсии». «Помогла бы с удовольствием». «Могу помочь в организации чего-нибудь».
9а Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Голубой огонек». «Поиграть в мафию». «Интересует проблема наркотиков в стране». «Могу подобрать и принести музыку, организовать что-нибудь, финансировать». «Могу подготовить викторину». «Сделаю презентацию на тему «Мобильные телефоны».
9б Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Чаепитие». «Арбузник». «Могу приготовить что-нибудь». «Могу оказать любую помощь». «Что попросят, то и сделаю».
10а Чего же ждут наши дети от классного часа, о чем хотят поговорить? Чем могут помочь в подготовке и проведении? «Хочу, чтобы проводились разные конкурсы». «Жду чуда!» «Интересуют поездки по разным странам». «Могу хорошо сдать экзамены, это повысит престиж школы».
И еще: «Я бы не хотела, чтобы на классном часу выставляли оценки» «Я не хочу во время классного часа только выставлять оценки» «Чтобы нас отпускали домой с классных часов» «Чтобы классный руководитель не орала, а дарила конфеты».
II часть. Педагогические технологии на примере системно-деятельностного подхода в соответствии ФГОС. (рекомендации, советы, обмен опытом) 1 группа «Наглядно-образное представление средствами современных образовательных технологий в работе классного руководителя» (Павлова С.Н.) 2 группа «Использование приемов технологии развития критического мышления при проведении классных часов» (Тихонова Т.Н.) 3 группа «Технология деятельностной драматизации» (Богданова Е.В.)
Проект решения педсовета Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации; Активно овладевать педагогическими технологиями системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС при подготовке и проведении классных часов; Разработать критерии анализа и самоанализа классного часа. Создать банк разработок тематических классных часов
СПАСИБО ЗА ВСЕ!