Деятельностный подход на уроках физики LOGO
Формирование у детей основ теоретического мышления через осуществление ими учебной деятельности. Цель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
. Учебной называется задача, которая вынуждает ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. Под учебной деятельностью понимают решение системы учебных задач.
Решение учебной задачи предполагает формирование нового понятия или нового обобщенного способа действия, который можно распространить или применить к целой серии задач. Например:
Способ измерения физической величины 1. По шкале определить единицу измерения физической величины; 2. Определить цену деления прибора; 3. Выполнить измерения, соблюдая необходимые условия; 4. Привести единицу измерения величины требуемой в задаче.
Способ характеристики физического явления 1. Признаки явления на основе опытов 2. Условия протекания явления 3. Определение явления 4. Физические величины, используемые для характеристики явления 5. Связь между физическими величинами 6. Применение в технике.
Характеристика электрического тока 1. Внешние признаки явления: тепловое, магнитное, химическое действие. 2. Условия: наличие свободных зарядов и силы со стороны электрического поля. 3. Физические величины: сила тока, напряжение, сопротивление. 4. Закон Ома указывает на связь между ними. 5. Применение по признакам.
Обобщенный способ решения задач Выделите физические тела, о которых идет речь в задаче. Используя физические величины, опишите состояние этих тел (запишите при этом «дано»). Определите явление, о котором идет речь в задаче. Выполните чертеж, схему, если это необходимо. Составьте систему уравнений и решите ее относительно искомых величин.
Результат Мотив Потребность Цель Условия достижения(процесс) Составляющие учебной деятельности
Схема познания в развивающем обучении
Способы создания проблемных ситуаций Возникновение противоречия между многообразием системы сложившихся знаний и необходимостью выбрать лишь одно из них. Возникновение противоречия между имеющимися знаниями и теми требованиями, которые возникают в ходе решения новых задач. Возникновение противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической целесообразностью. 1 2 3
Способы создания проблемных ситуаций Company Logo www.themegallery.com 4 Возникновение противоречия между сложившимися способами использования знаний и необходимостью применить и видоизменить эти способы в новых условиях
Понятие силы Мера взаимодействия Имеет свою природу Характеризуется точкой приложения, направлением, модулем
ΔР = 3,5 Н – 0,5 Н = 3н Опытным путем установили: вес тела в воде меньше, чем в воздухе Почему? Постановка проблемы при решении частно-практической задачи
Типология уроков в системе РО 1. Урок постановки учебной задачи 2. Урок моделирования 3. Урок конкретизации знаний 4. Урок контроля знаний
Структура комбинированного типа урока 1. Проверка домашнего задания 2. Актуализация знаний 3. Изучение нового материала(решение учебной задачи и определение способа) 4. Конкретизация способа в новых условиях 5. Контроль и оценка.
Company Logo www.themegallery.com
Домашнее задание (условие задачи)
Домашнее задание
Актуализация знаний Найдите ошибки в следующих задачах. В сосудах находится вода. Рис.1 вода вода тонкая резиновая прокладка Рис. 2
Найдите ошибки при построении хода основных лучей для тонкой линзы 2F F F 2F 2F F 2F F 2F F F 2F F 2F F 2F F| 1. 2. 3. 4.
1. Определите общее сопротивление и силу тока в цепи, если I3=0,5А (устно) Rоб= ? Rоб = n·R 2. Определите общее сопротивление (устно) R1=2 Ом R2=3 Ом R3=4 Ом R1=4 Ом R2=4 Ом R3=4 Ом
4. По рисунку определите общее сопротивление и напряжение в цепи, если по цепи проходит ток 1А. (устно) Используемые уравнения Rоб= ? Uоб=?
Создание проблемной ситуации Почему тонкая резиновая пленка втянулась внутрь сосуда?
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ Создание проблемной ситуации на этапе постановки учебной задачи
Конкретизация знаний 1. Определите давление на дно сосуда, если он полностью заполнен водой. 1 м 0,5м Особенность: высота столба жидкости отсчитывается по вертикали
Конкретизация знаний 2. Определите давление воды в точке А. А В С 0,5м 0,8м 1м Особенность: высота столба жидкости отсчитывается от свободной поверхности
Конкретизация знаний вода ртуть масло
Конкретизация знаний 1. Как изменится давление данного количества идеального при переходе из состояния 1 в состояние 2. V T O 1 2
Конкретизация знаний 2. Две порции одного и того же идеального газа нагреваются в сосудах одинакового объема. Графики процессов представлены на рисунке. Почему изохора 1 лежит выше изохоры 2? Р Т 0 1 2
Температура (хар. степень нагретости тел) t, 0С Внутренняя энергия (U, Дж.) Способы изменения Теплопередача 1.Теплопроводность 2.Конвекция 3.Излучение Совершение работы Количество теплоты (Q, Дж) Нагревание тела Q>0 Охлаждение Q
Тепловые явления Тепловые явления Основные понятия Определение Связь с другими величинами Отличитель-ныеособенности Температура (t, 0С) Мера степенинагретоститела Внутренняя энергия (U,Дж) Сумма потенциальной и кинетической энергии движения молекул Зависит от массы и температуры тела Количество теплоты (Q,Дж) Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче Q=cm(tк-tн)
Тепловые явления Основные понятия Определение Связь с другими величинами Отличитель-ные особенности Удельная теплоемкость (с,Дж/кг·0С) Удельная теплота сгорания топлива (q,Дж/кг) количество теплоты, которое нужно передать телу массой 1кг для того, чтобы его температура изменилась на 10С количество теплоты, выделившееся при полном сгорании 1кг топлива Q=cm(tк-tн) Q=qm Теплопроводность передача внутренней энергии от одной части тела к другой при непосредственном контакте не происходит переноса вещества Конвекция Излучение перенос энергии струями жидкости или газа Перенос энергии электромагнитной волной Не может происходить в твердых телах Происходит в вакууме
Образовательный процесс строится с учетом следующих правил: каждый ученик должен иметь право участвовать в постановке частных целей учебной работы обсуждении; каждый ученик должен участвовать в контроле, оценке и учете учебной работы учащихся и всей совместно выполненной деятельности; учебная работа ученика должна быть адресована в первую очередь не учителю, а всему классному коллективу школьников; ученик должен нести ответственность, отчитываться и оцениваться за свою учебную работу.
Спасибо за внимание