Руденко Елена Альбертовна Социальный педагог МАОУ «СОШ № 1» г. Сыктывкар , 2011г.
Всякое насилие – это свидетельство не силы, а бессилия. Р.Эмерсон Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости. К. Гельвеций
Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Особенно трудно в этот период - подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
лат. Aggression- «нападение, приступ»- это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам. - это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (человек не ставит своей целью действовать агрессивно); ПРЕДНАМЕРЕННАЯ АГРЕССИЯ (действия, которые имеют осознанный мотив).
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ СКЛОННОСТЬ К РАЗДРАЖЕНИЮ НЕГАТИВИЗМ
бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, отсутствие духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, озлобленность, крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрацией своей самостоятельности, взрослости. Психологами установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и 13 лет.
Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.
В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
врожденные побуждения или задатки; потребности, активизируемые внешними стимулами; познавательные и эмоциональные процессы; актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
развитие мотивации привязанности; приспособление подростка к социальным требованиям и запретам; игнорирование актов агрессивного поведения; активное наказание. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения; современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних; дифференцированный подход в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ: обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. формирование эмпатии (способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию).
тест Басса-Дарки; тест С. Розенцвенгера; опросник П. А. Ковалева «Агрессивное поведение», «Личностная агрессивность», рисунчатые тесты («Несуществующее животное», Дом-дерево – человек», «Рисунок семьи») и др.
Цель исследования: установление степени агрессивности учащихся; использование полученных результатов в работе с классным коллективом и родителями учащихся. Объект исследования: учащиеся 5-10 классов. Предмет исследования: учащиеся 5-х классов - степень агрессивности; учащиеся 6-10-х классов (выборка)-уровень агрессивности. Инструментарий: тест Басса-Дарки; анкета «Степень агрессивности».
! Высокая степень агрессивности - 1 Средняя степень агрессивности - 27 Низкая степень агрессивности - 61 Класс Кол-во учащихся 89 человек Шкала агрессивности Низкая степень Средняя степень Высокая степень 5 «а» 25 учащихся 15 9 1 5 «б» 11 учащихся 9 2 0 5 «в» 26 учащихся 23 3 0 5 «г» 27 учащихся 14 13 0
Высокий уровень агрессивности - 7 Средний уровень агрессивности - 70 Низкий уровень агрессивности - 41 Класс Кол-во учащихся 118 человек Шкала агрессивности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень 6 «г» 24 учащихся 17 7 0 7 «б» 25 учащихся 7 18 0 8 «а» 18 учащихся 1 14 3 8 «в» 17 учащихся 4 13 0 9 «б» 17 учащихся 3 12 2 10 «а» 17 учащихся 9 6 2
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000. 2. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108. 3. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр. 4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 5. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43. 6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999. 7. Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г. 8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18. 9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. 10. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»// http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm 11. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !