Донецкая специализированная общеобразовательная физико-математическая школа І – ІІІ ступеней№ 35 Начальная школа « Я и Украина» ( природоведение) 5klass.net
Тема: Живая природа. Животные в природе. ( 6 часов)
Методические рекомендации Предлагаемые методические разработки по теме: « Животные в природе» помогут учителю быстро подготовиться к уроку на высоком методическом уровне . Материал дан в изобилии . Так что каждый учитель сможет выбрать для себя то, что ему необходимо для проведения мультимедийного урока. Особое внимание уделяется одному из самых важных требований к современному уроку природоведения с использованием новых технологий, а именно- мотивация учебной деятельности учащихся различными способами, среди которых главная роль отводится созданию проблемных ситуаций, формированию из познавательных интересов, пробуждению и развитию мышления.
Предмет « Я и Украина» Тема: Разнообразие животных Цель: систематизировать знания по классификации животных ( млекопитающие , птицы , рыбы , насекомые ) , развивать зрительную память, внимание , логику , воспитывать бережное отношение к природе. Задачи урока: расширить представления детей о классификации животных.
Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной доски. Место проведения урока: кабинет с мультимедийной доской.
Ход урока: 1. Организационный момент. (2 минуты) Тема: Разнообразие животных. Цель урока: повторить тему: «Разнообразие растений» и познакомиться с разнообразием животных с помощью компьютера. 2. Повторение и обобщение изученного. (5 минут) - Кроссворд о животных - Игра « Кто лишний?» 3. Новая тема. Объяснение учителя. (7 минут) - Что изучают на уроке природоведения? (ответы детей) - А чем занимаются на уроке информатики? (ответы детей) - Все это можно объединить одним выражением «работают с информацией». - А как можно передавать информацию? (ответы детей) - Получая информацию, вы получаете знания. - С помощью чего вы получаете знания на уроках природоведения? (Книги) - Но сегодня у вас необычный урок природоведения – в компьютерном классе. И учебников у вас с собой нет. Как вы думаете, что поможет нам сегодня получить новые знания? (компьютер) - Да, сегодня книгу вам заменит компьютер. С его помощью мы узнаем, что все животные на нашей планете делятся на группы, как и растения. Вы узнаете названия и признаки этих групп. Каждый из вас заполнит таблицу «Разнообразие животных». Давайте посмотрим, что же и как вам надо будет сделать.
- А сейчас мы переходим к работе в группах. - Первая группа работает в парах, вторая - с компьютером. , 4. Работа в парах / Работа с компьютером. (12 минут / 12 минут) Класс делится на две группы, работа групп идет параллельно (первая группа работает в парах, вторая – за компьютерами, по истечении времени группы меняются местами). Учитель начальных классов консультирует детей, работающих в парах, учитель информатики оказывает помощь при выполнении задания на компьютере. Задания для работающих в парах (направлены на повторение темы «Разнообразие растений»):
Карточка 1 Проверь напарника. За каждый правильный ответ дай жетон. Вопрос 1. Как называется наука о растениях? Правильный ответ. Наука о растениях называется ботаникой. Вопрос 2. Группа растений, растущая во влажных местах. Не имеет корней, цветков, плодов. Правильный ответ. Группа растений, растущая во влажных местах, называется мхи. Вопрос 3. Назови главный признак хвойных растений. Правильный ответ. Главный признак хвойных растений – хвоинки, которые являются их листьями. Карточка 2 Проверь напарника. За каждый правильный ответ дай жетон. Вопрос 1. Как называются растения, у которых есть цветки и плоды? Правильный ответ. Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми. Вопрос 2. Назови признаки водорослей. Правильный ответ. Водоросли – жители воды. Вопрос 3. О какой группе растений идет речь? Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Правильный ответ. Речь идет о папоротниках.
Карточка 3 Прочитай текст. Мхи в лесу обычно сразу и не заметишь: трава для них, как для нас деревья. Живут они, как правило, не в одиночку, а скученно, образуя коврики, подушки. Так легче собирать и удерживать влагу, легче защищаться от холода и жары, легче сопротивляться вытаптыванию – и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они не сложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Листья у них так мелки, что порой едва различимы невооруженным глазом. Расскажи напарнику, что интересного ты узнал о мхах. Карточка 4 Прочитай текст. Мхи добывают влагу не из глубины, а с поверхности почвы или же прямо из воздуха – впитывают всем своим тельцем водяные пары. Так же, всем телом, поглощают дождевые капли, снеговую воду, росу. Мхи очень выносливы. Хотя чаще всего они селятся во влажных местах, есть виды, живущие в пустыне. Обычные влаголюбивые мхи стойко переносят высыхание. Бывали случаи, когда они выживали, пролежав несколько лет в гербарной папке. (Один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти!) Расскажи напарнику, что интересного ты узнал о мхах.
Задание для работающих за компьютером (направлены на изучение темы «Разнообразие животных. ТАБЛИЦА «Разнообразие животных» - Садимся за парты. 5. Обсуждение результатов работы в парах. (1 минута) Поднимите руки, кто получил 3 звездочки – за домашнее задание получаете «11», у кого 2 звездочки – «8», 1 звездочка – «5». А тем ребятам, кто не получил ни одного жетона придется еще раз повторить данную тему. Группы животных Признаки Примеры Насекомые Пресмыкающиеся Рыбы Земноводные Птицы Звери
6. Обсуждение результатов работы по заполнению таблицы. (3 минуты) - «Помоги Незнайке». Сравните свои таблички с той, которую заполнил Незнайка. Допустил ли он ошибки? Или все сделал правильно? Группы животных Признаки Примеры Насекомые 6 ног бабочка, стрекоза Пресмыкающиеся сухие чешуйки змея Рыбы скользкая чешуя, плавники, жабры щука, окунь, карась Земноводные голая кожа лягушка, крокодил Птицы умеет летать муха, дятел, сова Звери шерсть тигр, медведь, лисица, волк
7. Поверь себя ( тест) ( 2 минуты) 8. Работа с загадками. ( 2 минуты) В ходе обсуждения дети доказывают, что муха это не птица, так как главный признак птиц не имение летать, а наличие перьев. 7. Рефлексия. (3 минуты) 8. Итог урока. (3 минуты) - Что узнали? Чему научились? Читай учебник, стр. 133-138. Придумай и оформи загадку о каком-либо животном. Подготовить рассказ про животных: 1 группа: Насекомые; 2 группа: Земноводные; 3 группа : Пресмыкающиеся; 4 группа: Рыбы 5 группа : Звери.
В презентации использованы изображения с сайтов: http://photo.mark-itt.ru/album03/DSCN0230?set_fullOnly=on – жаба http://www.businesssolutions.ru/rus/view.asp?ID=64 морж . Используемая литература: 1. Бондаренко В.Д.Звери наших лесов.- Киев: Урожай, 1988. 2. Форощук О.О., Форощук Н.Природоведение в начальных классах .Учебное пособие,1998 г. 3.Е.М. Тихомирова « Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир».Издательство « Экзамен», Москва, 2005 г. Л.П. Хитяева. Природоведение.Ранок, 2000.