Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу
Задачи урока : познакомиться с разнообразием взаимосвязей между компонентами в биоценозе и с их приспособленностью к жизни в одном сообществе; показать, что приспособленность компонентов в биоценозе — результат эволюции.
Между животными лесного биоценоза возникают многообразные взаимосвязи, в результате чего складываются специфические пищевые цепи (например, растительноядные насекомые — насекомоядные птицы — хищные птицы). Возможны и др. зависимости — использование чужих убежищ, конкуренция из-за пищи или территории, паразитизм и т. д.
Заполните таблицу:
Пищевые связи животных проявляются прямо или косвенно.
Прямые пищевые связи.Прослеживаются в процессе поедания животным своей пищи.Косвенныепищевые связи.Деятельность одного видаспособствует появлению доступа к пище другому виду.
Связи по месту обитания.
Связи по отыскиваниюживотными строительного материала для жилищ.
Связи, способствующиерасселению или распространениюодного вида другим.
Ответьте на вопросы:Какие взаимосвязи существуют между организмами в биоценозе? 2. Как влияют взаимосвязи между организмами на устойчивость биоценоза? 3. Какие взаимосвязи между организмами считаются основными? 4. В связи с чем в биоценозе формируются экологические группы? 5. Какие примеры подтверждают факты приспособленности организмов к жизни в биоценозе?
Спасибо за внимание!Домашнее задание: § 36-56 повторить, подготовиться к тестированию.
Использованные источники:Латюшин в.в. Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений.-М.:Дрофа,2005.-302 с. 2. Фото из сети Интернет.Автор:Захарова Надежда Юрьевна,учитель биологииМКОУ Сергеевская СОШ,Приморский край.