Автор: Хафизова Валерия, ученица 3 «Б» класса МОУ СОШ № 31 г. Мурманска Взаимосвязь правильной осанки и гибкости у детей
Исследование посвящено проблеме сохранения правильной осанки у школьников.Актуальность её определяется сложившейся неблагоприятной динамикой роста нарушения осанки у младших школьников.
Установить взаимосвязь между состоянием осанки и гибкостью у учащихся 3 «Б» класса. Поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.
Узнать, что такое осанка?Что такое гибкость?Отчего портится осанка?Провести анализ медицинских карт учащихся 3 «Б» класса с целью: выяснить, есть ли у ребят проблемы, связанные с осанкой. Провести тест «Гибкость».Предложить советы: «Как сохранить правильную осанку?»Сделать выводы, зафиксировать результаты исследования в виде презентации.
Учащиеся начальных класса.
Учащиеся 3 «Б» класса. Медицинские карты учащихся 3 «Б» класса.
Осанка связана с гибкостью .Дети, имеющие плохую гибкость, обычно имеют нарушение осанки.Крепкие мышцы спины сохраняют правильную осанку.Если выполнять специальные упражнения для тренировки мышц спины, то осанка улучшится.
Методы и способы исследования сбор материала;наблюдение;первичная обработка фактов;сравнение;проведение тестов на гибкость;анализ полученных результатов;выведение закономерностей;поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для учащихся 3 «Б» класса.
Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.Правильность осанки несложно определить в домашних условиях. Встаньте спиной к стене. Если осанка правильная, вы касаетесь стены тремя точками — затылком, лопатками и ягодицами. Правильная осанка способствует нормальной работе внутренних органов и органов движения.Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки.За осанкой нужно особенно бдительно следить до полного окостенения скелета при достижении взрослого возраста. У мальчиков, рост тела в длину может продолжаться до 20–24 лет.
Гибкость тела – это один из показателей физического развития и здоровья человека. Кроме того, от гибкости тела зависит грациозность и пластика движений, походки и жестов.
Нарушение осанки в начальной стадии – это неумение правильно держать тело: сведенные вперед плечи, сутулая спина, отстающие лопатки, выпяченный живот. Больше всего в этом виноват малоподвижный образ жизни. Кости детей растут, они эластичные, поэтому легко подвергаются искривлению.Тяжёлые портфели оттягивают руки, заставляют сгибаться позвоночник.Часто дети сидят во время занятий сильно нагнувшись, искривившись в одну какую-нибудь сторону. От этого позвоночник постепенно искривляется.
Анализ медицинских карт Анализ медицинских карт показал, что ребята, поступая в 1-ый класс, уже имеют нарушение осанки или сколиотическую установку, за время учёбы наблюдается увеличение количества детей с нарушением осанки.
Нарушение осанки имеет больше половины детей до школы и явно прослеживается неблагоприятная динамика роста нарушения осанки у школьников в 1-м и 2-м классе.
и.п. – вертикальное, ноги соединены. Испытуемый медленно наклоняется вперед и достает пол ладонями рук. Если упражнение проделано легко, без особых усилий, то начисляется 4 очка; если испытуемый достает пол только пальцами, то 3 очка; если испытуемый не может коснуться пола, то 0 очков.
И.п. – вертикальное, ноги на ширине плеч. Испытуемый наклоняется влево и вправо при неподвижном тазе Если при выполнении упражнения произошло касание руками икр ног, то начисляется 4 очка; если испытуемый при выполнении упражнения может достать до колен, то 3; если испытуемый не дотягивается до колен, то 0 очков.
И.п. - лежа на спине. Испытуемый заводит ноги за голову и в таком положении пытается достать пол пальцами ног. Если упражнение выполнено с помощью прямых ног, то начисляется 4 очка, при согнутых в коленях ногах – 3, если испытуемый не может коснуться пола – 0 очков.
Результаты теста Такая характеристика как гибкость поможет обратить внимание на ваше состояние организма.
Из всех учащихся класса 7 мальчиков и 5 девочек имеют плохую гибкость и у 11 из них наблюдается нарушение осанки. Я пришла к выводу, что очевидно гибкость связана с осанкой. Дети, у которых очень хорошая гибкость, не имеют проблем с осанкой.
Своим исследованием я подтвердила выдвинутые гипотезы: между правильной осанкой и гибкостью есть прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья;крепкие мышцы спины сохраняют правильную осанку;дети, имеющие плохую гибкость, часто имеют нарушение осанки;надо развивать гибкость и укреплять мышцы спины.
Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
Очень полезны упражнения с мячом.
Дружи с физкультурой Выполняй упражнения для укрепления мышц, правильно сиди за столом.
Помогает бороться с сутулостью и специальное ортопедическое изделие (корректор осанки). Это система легких эластичных лямок, которые надеваются наподобие рюкзачка и выпрямляют сутулую спину, отводя назад плечи и сводя лопатки. Постоянно носить его не нужно, чтобы не развился синдром привыкания. Пользуются корректором осанки в тех случаях, когда вам предстоят длительные статические или динамические нагрузки.
А.А. Вахрушев «Окружающий мир». - М.: «Баласс», 2002.Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.Большая детская энциклопедия «Природоведение», - ООО «Хорошая погода», Россия, 2007.Интернет рессурсы: сайт «ОСАНКА.ru» и др.Медицинские карты учащихся класса.Свои наблюдения.