Презентация Ученика 7 *Б* класса Школы №319 Цуркану Иустина Государственная Третьяковская галерея
Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров.
И.Крамской. ПОРТРЕТ П.М.ТРЕТЬЯКОВА. "Моя идея была - наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в каких-либо полезных учреждениях", - писал Павел Михайлович Третьяков, российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Третьяков П. М. родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн. руб.
Московская городская галерея имени братьев Третьяковых торжественно открыла свои двери 15 августа 1893 года. В ней было 22 зала, в которых размещались 1 276 картин, почти 500 рисунков, 10 скульптур (русская коллекция) и 84 картины европейских живописцев. Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 (16) декабря 1898 года в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы». Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
Павел Михайлович любил сам ухаживать за картинами и лакировать их… - Никогда (за редким исключением) не водил экскурсии по своей галерее. Узнав, что ее собирается посетить какая-нибудь знатная персона, сбегал из Москвы «по делам»… О том, какие картины его коллекции более всего нравятся публике, узнавал по тому, насколько вытоптан пол перед картиной… - Всю жизнь носил скромные сюртуки. Любил есть щи.
К 1872 году собрание Третьякова насчитывало 182 картины. Когда они заняли все стены кабинета, гостиной, детской, встал вопрос о том, куда девать следующие. На помощь пришел зять – архитектор Александр Степанович Каминский. Именно он составил проект специального помещения. Вместе с Павлом Михайловичем они подолгу обсуждали будущую постройку, чертили планы… Особое внимание уделили стеклянной крыше. Весь 1873 год строили и тщательно отделывали галерею. В марте 1874 года наступил долгожданный момент – развеска. Третьяков никому не мог доверить такую ответственную работу: каждой картине сам искал место, проверял освещение. Свершилось: галерея превратилась в общедоступный музей. Вход бесплатный.
Иконы Галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI—XVII веков, созданным в основном в советское время, в том числе « Троица» Андрея Рублёва.
Неизвестный иконописец XII век Спас Нерукотворный Вторая половина XII века Дерево, темпера 77 х 71 Андрей Рублев Апостол Павел. Начало XV века (1410-е) Дерево, темпера 160 х 109
Василий Григорьевич Перов Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. ЖИВОПИСЬ
«Дилетант» В. Г. ПЕРОВ «Сельский крестный ход на Пасхе» «Тройка»
Неизвестный художник, первая четверть XVIII века Портрет Петра I (в профиль) Неизвестный художник, вторая четверть XVIII век Портрет Петра I Неизвестный художник, середина XVIII века Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Неизвестный художник, конец XVII-начало XVIII века Портрет И.А.Щепотева Неизвестный художник, первая четверть XVIII века Портрет А.Я.Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной Неизвестный художник, первая четверть XVIII века Портрет Якова Матвеевича Евреинова
Антропов Алексей Петрович Портрет императрицы Екатерины II 1762 холст, масло 48 x 37,3 Аргунов Иван Петрович Портрет неизвестной в русском костюме 1784
Третьяков поддерживал образованное в то время Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Многие картины были приобретены на этих выставках. В 1870-е годы Павел Третьяков приобрел такие известные картины как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Н. Ге «Христос в пустыне» И. Н. Крамской «Грачи прилетели» А.К. Саврасов
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ «Портрет И.А. Крылова» К. Брюллов, 1839 Н.А. Некрасов И. Крамской, 1877-1879 «Портрет Достоевского» В. Г. Перов, 1872
В. В. Верещагин Верещагин Василий Васильевич Апофеоз войны 1871 Холст, масло Верещагин Василий Васильевич Нищие в Самарканде 1870 Холст, масло
ВАСНЕЦОВ В.М. Васнецов Виктор Михайлович Богатыри 1898 Васнецов Виктор Михайлович Аленушка 1881
ГРАФИКА Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар 1849 Крамской Иван Николаевич Деревенский дворик во Франции 1876
Малевич Казимир Северинович Автопортрет Около 1910 Орловский Александр Осипович Автопортрет 1809 Сомов Константин Андреевич Портрет Александра Блока 1907
СКУЛЬПТУРА Жилле Никола-Франсуа Портрет Петра I Мрамор Епихин В.А. Мастер 1994 Дерево, роспись Козловский Михаил Иванович Яков Долгорукий, сжигающий царский указ 1796 Мрамор
Что можно посмотреть… Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: - древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); - живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); - русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); - русская скульптура XVIII - начала XX века (ок. 1000 экспонатов); - коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.