Интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Предметный подход Предметный подход
по дисциплинам по дисциплинам
Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций. Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций. При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для широкого применения в вузовской практике.
Объект
Основные: Основные: Текущий Промежуточный Итоговая государственная аттестация Дополнительные: Предварительный Рубежный (модульный) Резидуальный (контроль остаточных знаний)
Устный контроль Устный контроль Письменные работы Контроль с помощью технических средств и информационных систем
Устный Устный
Технические средства Технические средства
Модульно-рейтинговая система Модульно-рейтинговая система Стандартизированный тест с творческим заданием Кейс-метод Портфолео Метод развивающейся кооперации Деловая (ролевая) игра Метод проекта
Студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом Студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом
Трудоемкость разработки Трудоемкость разработки Временные затраты Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит проблемность и не может быть усвоено или оценено индивидуально
проблематично применение одновременно по нескольким дисциплинам; проблематично применение одновременно по нескольким дисциплинам; трудоемкость разработки и ведения проекта; дополнительные временные затраты на презентационный этап; не возможно проведение в часы обязательных аудиторных занятий;
Оценивают Оценивают компетентность здоровьесбережения, компетентность гражданственности, компетентность социального взаимодействия, компетентность в общении, компетентность информационных технологий
Объективные тесты с выбором ответа (действия) Ответы испытуемого обрабатываются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива (есть объективно правильные и объективно неправильные ответы, отражающие компетентность. Объективные тесты с выбором ответа (действия) Ответы испытуемого обрабатываются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива (есть объективно правильные и объективно неправильные ответы, отражающие компетентность. Тесты-опросники для диагностики личностных свойств Ключи к вопросам определяются с помощью психометрических процедур. Методики «субъективного шкалирования и самооценки компетентности» Эксперт интерпретирует ответы испытуемого, который оценивает какие-либо объекты или понятия по степени сходства или субъективного предпочтения в связи с компетентностью Методы экспертной оценки (интервью, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности и т.д.)
Необходимо привлечение квалифицированных специалистов Необходимо привлечение квалифицированных специалистов Подготовка тестов и анкет, сама процедура тестирования и анкетирования, обработка результатов требуют большого количества времени и серьезных времязатрат Тестирование и анкетирование возможно несколько раз за все время обучения студента в вузе
1. Утвержденный ФГОС-3 по конкретным направлениям подготовки ВПО 1. Утвержденный ФГОС-3 по конкретным направлениям подготовки ВПО 2. Примерные основные образовательные программы (ПООП), учитывающие различные профили обучения
в состав ПООП входят характеристики целей обучения, видов и задач профессиональной деятельности выпускников, приобретаемых ими компетенций, структуры, содержания и условий реализации программ, а также рекомендации по разработке соответствующих форм контроля и фондов оценочных средств.
3. Разработанные вузом основные образовательные программы по различным профилям, входящим в направление подготовки. Составным элементом данных ООП являются фонды оценочных средств, 3. Разработанные вузом основные образовательные программы по различным профилям, входящим в направление подготовки. Составным элементом данных ООП являются фонды оценочных средств, предназначенные для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП и позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
КИМ – комплект контрольно-измерительных материалов – применяется в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений. КИМ – комплект контрольно-измерительных материалов – применяется в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений. КОС – комплект оценочных средств – применяется в профессиональных модулях, где результатом являются компетенции в виде профессиональной деятельности
Экспертиза фондов оценочных средств осуществляется на предмет выявления: соответствия ФОС структуре требований ФГОС; соответствия ФОС образовательной программе по направлению подготовки; соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности.
Образовательные технологии (способы выработки компетенций) и методы оценки сформированности этих компетенций (оценочные средства) – неразрывно связанные аспекты обучения. Образовательные технологии (способы выработки компетенций) и методы оценки сформированности этих компетенций (оценочные средства) – неразрывно связанные аспекты обучения. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.