Логопедические игровые технологии в реализации здоровьесберегающего потенциала обучающихся. Учитель – логопед ГБОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1607Услугина О.Н.
1. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи, с целью коррекции звукопроизношения. a) «Покачай мишку» Выработка плавной направленной струи по центру языка.
б) «Покрути слоника»
в) «Мыльные пузыри» (Выработка плавной направленной струи по центру языка).
г) «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх. Необходимо сдуть ватку с носа.
д) «Дудочки»
е) «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки»…
д) «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки»…
«Смешные губки», «Телефон с пропеллером» .
е) «Волшебное дерево» (Ребенку предлагается подуть на цветочки).
2. Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях. Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.
3. Игровые технологии для развития мелкой моторики в рамках логопедических занятий. а) Массаж Су – Джок шариками. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю.Им поглажу я ладошку,Будто я сметаю крошку.И сожму его немножко,Как сжимает лапу кошка.Каждым пальцем мяч прижмуИ другой рукой начну.
б) Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворениепальчиковой гимнастики.Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/Вышли пальцы погулять,Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.Этот пальчик для того, чтоб показывать его.Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.А мизинчик, хоть и мал,Очень ловок и удал.
в) Игра «Пинцеты» С помощью пластмассовых пинцетов дети достают из контейнера резиновые игольчатые шарики. Используем этот вид задания при автоматизации звуков: « Достань мячик и придумай слово на заданный звук», при отработке правильного употребления предлогов: «Достань мячик и спрячь его за спину, пронеси над головой, достань из-под стола….и т.д.» Вариантов много , а , главное, работая над моторикой – мы развиваем речь!!!
в) Игра «Пинцеты» Дети достают мячик и придумывают слово на автоматизируемый звук.
г) Игры «Червячки», «Собери фасоль».
д) Игры «Цветные камушки», «Прищепки».
е) Игры «Мозаика», «Шнуровки».
4. Игровые технологии для развития общей моторики в рамках логопедических занятий. На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике , но и общей. а) Проведение различных физкультминуток (это всем известные «Зайчик серенький сидит», «Вырос высокий цветок» и т.д. «Мы ехали, ехали» и т.д. ), с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.
б) На занятиях уделяется большое внимание развитию пространственного восприятия, освоение которого проходит в движении в следующей последовательности:Освоение телесного пространства. «Выше – ниже», «Спереди – сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос. грудь, бровь и.т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела. «Дальше – ближе»,
2. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст – «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками (змеи, ящерицы, жуки…) «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных».Каждый ребенок изображает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.
«Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст – «Царство птиц».«Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.«Орел» - сильные, мощные движения в широком диапазоне (пространственном и телесном). ОРЛЫ СИНИЧКИ ЛЕБЕДИ «Лебедь» - плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.«Птичий двор» - дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.Рекомендации: в конце каждой волшебной игры – превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» - необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.
3. Определение направлений в пространстве относительно своего тела. «Движения в одном направлении». Педагог предлагает ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, присесть на правое колено, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху, спереди и сзади.«Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
4. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. «Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить игрушки: корову - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок – ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.
5. Двигательные диктанты и графические схемы. «Поставь фигуру в угол». Педагог предлагает ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определить, какие еще углы не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом углу». «Куда указывает стрелка?». Педагог предлагает ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом. «Проведи линию». По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии: прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д. (в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги). Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол». «Графические диктанты» «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.
6. Конструирование и копирование. Данный этап является неотъемлемой частью формирования и развития пространственных функций, на этом этапе ребенок выполняет упражнения, в процессе которых может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.д. «Я - конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву,цифру или орнаменты. «Копирование фигур».- Копирование простых различных фигур.- Копирование сложных фигур и изображений.Сначала фигура анализируется совместно педагогом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180 – «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка. Если они выполнены с соблюдением масштаба. Например, на бумаге в клетку.
7. Логико-грамматические речевые инструкции. «Положи ручку». Педагог дает ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала. «Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради . «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка - под волком, а выше всех – лев. Ребенок расселяет жильцов. Потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения. «Разложи по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым - яблоко, третьей – клубника (до десяти изображений)». «Пронумеруем ряд». Пронумеруем ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). «Соседи» нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «соседей любого числа». «Что было раньше?». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше. Какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».
ВЫВОД:Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка , но и на его физическое развитие в целом.
Список литературы.1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.5.Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок на письме. – М., 2004. – 126 с.6.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. – 1997. – 63 с.7.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Владос», 1997. – 256 с.8.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.9. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: «Владос», 2003. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., Академия, 2002г.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ