Использование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира 900igr.net
Преподавание предмета «Окружающий мир»ориентировано на: развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире; освоение не только начальных знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе, но основ экологической грамотности, доступных способов изучения природы и общества; воспитание позитивного эмоционально – ценностного уважительного отношения к окружающему миру, природе нашей страны, родного края; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Цель – теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования элементов проблемного обучения в экологическом воспитании младших школьников на уроках окружающего мира
Задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу, отражающую вопросы проблемного обучения; 2. Разработать творческие задания и упражнения, дидактические проблемные ситуации экологической направленности, способствующие развитию экологического воспитания учащихся и активизации интереса к предмету «Окружающий мир»; 3. Экспериментально проверить эффективность использования дидактических проблемных ситуаций, направленных на развитие экологического воспитания младших школьников.
Объект исследования – экологическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной школе. Предмет исследования – содержание дидактического материала и способы организации учебно–познавательной деятельности обучающихся по овладению экологическими навыками с помощью технологий проблемного обучения.
методы педагогических исследований: 1. Анализ документов, литературы с целью выяснения вопросов, относящихся к предмету исследования; 2. Наблюдение за учащимися; 3. Обобщение педагогического опыта; 4. Анализ экспериментальных данных.
Уровень сформированности экологических отношений
Вопросы Ответы Результат 1. Нравится ли тебе бывать в природе? 1. Нравится. 55 % 2. Не нравится. 45 % 2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? 1.Ловить рыбу. - 2.Слушать птиц, гулять, любоваться природой 20 % 3.Загорать, купаться. 20 % 4.Играть в подвижные игры. 15 % 5.Собирать ягоды, грибы. 10 % 6.Рвать цветы. 30 % 7.Разводить костры. - 8.Делать из веток шалаш. 5 % 9.Играть на траве в футбол. - 3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? 1.Нет, не приходилось. 45 % 2.Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними. 10 % 3.Отогревал зимой птиц. 5 % 4.Лечил раненую птицу. 5 % 5.Подкармливаю зимой птиц. 35 % 6.Забинтовал сломанное дерево - 7.Подобрал щенка и ухаживал за ним. - 4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? 1.Не принимал участие. 35 % 2.Делал с папой скворечник. 15 % 3.Принимал участие в озеленении класса и школьного двора 50 % 5.Какие книги о природе ты читал? 1.Не люблю книги о природе. 50% 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина и другие. 50 %
Классическая формула, приводимая во всех научных и популярных изданиях: «Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания». И это подтверждается этимологией данного слова. «Экос» - переводится с греческого как «жилище», «логос» - наука. Т.е. экология- наука о «жилищных условиях» обитания организмов.
Экологическое воспитание.. Общее психическое развитие ребенка происходит как поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром. (Занков Л.Д.) Плешаков
Проблемное обучение - дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной и мыслительной деятельности человека.
Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации).
Элементы проблемного обучения: - мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации помогают активизировать мышление, а значит сделать знание неотвлеченным, а личностно- значимым. позволяют научить детей самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее.
Тип урока Этапы урока Форма выражения проблемы Компетентность Компетенции Изучение нового материала Мотивация 1.Проблемый вопрос 2.Проблемная ситуация 3.Проблемная задача Приводить примеры, различать отрасли, представителей животного и растительного мира Характеризовать, приводить примеры, различать отрасли, представителей животного и растительного мира, сопоставлять сведения Распознавание по гербарным экземплярам; описывать Описывать наблюдения, показывать на карте, оценивать воздействие человека на природу Обобщение и систематизация 1.Проверка домашнего задания 2.Закрепление 3.Домашнее задание 1.Проблемные ситуации 2.Проблемная задача Контроль знаний Задание повышенного уровня 1.Проблемные вопросы
Примеры проблемных заданий на этапе мотивации Проблемный вопрос: Зачем нужно знать, из чего состоят растения? Проблемное задание: Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие? Проблемная задача: Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?
Примеры проблемных заданий на этапе проверки домашнего задания Проблемные ситуации: На лесной поляне вы обнаружили остатки костра. Каковы ваши действия? 2. На лесной тропинке вы обнаружили выпавшего из гнезда птенца. Какими будут ваши действия?
Примеры проблемных заданий на этапе закрепления Пример группового задания.команде биологов дается задание: «Привести примерыположительного воздействия на природу», команде экологов: «Привести примеры отрицательного воздействия на природу» Пример индивидуального теста по теме «Природа и мы»Чем отличаются живые существа от предметов не живой природы: а) дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают; б) разговаривают, бегают, прыгают, растут, умирают; в) Передвигаются, растут, питаются, изменяют природу, умирают.
Примеры проблемных заданий на этапе выдачи домашнего задания Задание. В степи живут суслики и мыши. Почему в степи так много животных ведет подземный образ жизни? Проведи стрелки от причины к следствию, чтобы получить ответ.
Уровень сформированности экологических отношений
Вопросы Ответы До начала эксперимента После эксперимента 1. Нравится ли тебе бывать в природе? 1. Нравится. 55 % 100 % 2. Не нравится. 45 % - 2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? 1.Ловить рыбу. - - 2.Слушать птиц, гулять, любоваться природой 20 % 50 % 3.Загорать, купаться. 20 % 20 % 4.Играть в подвижные игры. 15 % 15 % 5.Собирать ягоды, грибы. 10 % 5 % 6.Рвать цветы. 30 % 10 % 7.Разводить костры. - - 8.Делать из веток шалаш. 5 % - 9.Играть на траве в футбол. - - 3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? 1.Нет, не приходилось. 45 % 15 % 2.Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними. 10 % 15 % 3.Отогревал зимой птиц. 5 % 10 % 4.Лечил раненую птицу. 5 % 5 % 5.Подкармливаю зимой птиц. 35 % 55 % 6.Забинтовал сломанное дерево - - 7.Подобрал щенка и ухаживал за ним. - - 4. В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? 1.Не принимал участие. 35 % - 2.Делал с папой скворечник. 15 % 40 % 3.Принимал участие в озеленении класса и школьного двора 50 % 60 % 5. Какие книги о природе ты читал? 1.Не люблю книги о природе. 50 % 10 % 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина и другие. 50 % 90 %
Выводы а) проведенные уроки способствовали развитию у школьников правильных экологических отношений; б) школьники получили развитие экологических представлений в) поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали более гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. г) ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы.
Результаты экологической олимпиады. Вопросы экспериментальный класс контрольный класс Ответили Не ответили Ответили Не ответили 1 вопрос 20 0 15 5 2 вопрос 20 0 14 6 3 вопрос 20 0 15 5 4 вопрос 20 0 14 6 5 вопрос 20 0 13 7 6 вопрос 20 0 12 8 7 вопрос 18 2 14 6 8 вопрос 18 2 15 5 9 вопрос 20 0 12 8 10 вопрос 19 1 14 6 11 вопрос 18 2 13 7 12 вопрос 20 0 14 6 13 вопрос 20 0 13 7
Уровень экологических отношений
Уровень экологической воспитанности
Выводы 1. Проведенная работа способствовала развитию у младших школьников экологического сознания; 2. В ходе данной работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном уровне, это способствовало развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение; 3.Младшие школьники получили экологические представления, которые могут перерасти в убеждения, и учащиеся будут ими пользоваться в дальнейшем.