Профилактика жестокого обращения с детьми
Принцип 9 Декларации прав ребёнка Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми-действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Виды насилия над детьми: физическое - побои, другие формы причинения телесных повреждений; психологическое - словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.; отсутствие заботы-пренебрежение основными потребностями ребёнка; сексуальное - навязанный сексуальный контакт.
Психологическое насилие-эмоционально дурное обращение с детьми обвинение в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка: задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков); уступчивость, податливость; ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность; нервный тик, энурез.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психическое насилие над ребёнком: Нежелание утешить ребёнка, который действительно в этом нуждается; Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка; Негативная характеристика ребёнка; Отождествление ребёнка с ненавистным или нелюбимым родственником; Перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых; Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.
Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре. Влияние на ребенка: не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу; брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища; нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи; не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно; устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.
Сексуальное насилие-любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. приглашение или поощрение к прикосновениям сексуального характера; демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого; изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт; сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми); проституция;
Влияние на ребенка: ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий; может жаловаться на физическое нездоровье; девочка может забеременеть; ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем; скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика. Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ "да", то необходимо обратиться за помощью.
Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Избиения, истязания, сотрясения: Удары , пинки, пощёчины, толкание, царапанье, ожоги,укусы,плевки, удушение, утопление, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д. вовлечение в употребление наркотиков, алкоголя.
Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком: 1. Раны и синяки: - разные по времени возникновения; - в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно); - непонятного происхождения; - имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута). 2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений. 3. Повторяющаяся госпитализация.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы): при повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание. В подростковом возрасте: побеги из дома; суицидальные попытки; употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребёнку противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребёнка; позднее обращение за медицинской помощью или инициатива исходит от постороннего лица;обвинение в травмах самого ребёнка; отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребёнком; рассказы о том, как их наказывали в детстве; проявление патологических черт( агрессивность, вохбуждение, неадекватность и др.)
Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве: -жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье; -хаотичная или дезорганизованная семья; -потеря интереса и неприятие подростка семьей; - низкое качество общения членов семьи между собой; -саморазрушающее поведение
ЕСЛИ РЕБЕНОК (ПОДРОСТОК) ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ТО: поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию; не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок; внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания; не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…"; не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие; следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д. Вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы. Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться. Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.
Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В.Сухомлинский.