Уроки и выводы по линии ГО (вытекающие из опыта боевых действий в Югославии)
Основные нормативные правовые документы по гражданской обороне 1.Федеральный закон РФ № 61 от 31.05. 1996г. «Об обороне». 2.Федеральный закон РФ № 28 от 12.02.1998г. «О гражданской обороне». 3.Указ Президента РФ от 11 июля 2004г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. 4. Постановление Правительства РФ от 26.11.2004г. №804 «Положение о гражданской обороне в РФ». 5. Приказ МЧС России от14.11.2008г. №687 «Положение об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях». 6. Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт -Петербурге. Утверждено Губернатором Санкт - Петербурга 13.10.2008г. Примечание. Содержание этих и других документов изложено в блоке «Нормативные правовые документы».
Современная система защиты населения и территорий РФ представляется в государстве на мирное время Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а на военное время - гражданской обороной (ГО). По сути своей это единая общегосударственная система (в будущем – Российская система гражданской защиты) с двумя составляющими. Первая из них – РСЧС, «подсистема», обеспечивающая защиту населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. Вторая «подсистема» - Гражданская оборона (ГО) обеспечивает подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей, как от последствий военных действий, так и от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в условиях военного времени.
Роль и место МЧС в системе ГО и РСЧС Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004года №868.
Основные задачи МЧС России: Основные задачи МЧС России: 1. Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России. 2. Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. 3. Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Построение гражданской обороны реализуется через так называемые базовые институты: институт руководителей гражданской обороны; институт органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, единых для ГО и РСЧС; институт комиссий и служб гражданской обороны; институт сил ГО.
Руководство гражданской обороной; Руководство гражданской обороной; Органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС (единые для ГО и РСЧС); Комиссии гражданской обороны; Силы гражданской обороны; Запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Институт Руководителей ГО является основным её институтом. Руководитель ГО является руководителем каждого звена управления снизу доверху. Он несет персональную ответственность за состояние ГО на подведомственной территории, в организации, учреждении, предприятии. Руководитель гражданской обороны – должностное лицо, имеющее особые (чрезвычайные) полномочия в интересах защиты населения по отношению ко всем должностным лицам и гражданам, организациям, предприятиям и учреждениям. Независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в его «территориальной юрисдикции». Особые (чрезвычайные) полномочия Руководителя ГО заключаются в предоставлении ему права в пределах своей компетенции отдавать приказы и распоряжения. Подлежащие обязательному первоочередному исполнению всеми должностными лицами и гражданами подведомственной территории. Для реализации своих прав и обязанностей руководитель ГО, как старший оперативный начальник по линии гражданской обороны на подведомственной территории опирается на свои территориальные базовые институты ГО, каждый из которых опирается на соответствующие базовые институты ГО нижестоящего звена.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО (МЧС России); Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО (МЧС России); Территориальные органы федерального органа - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ МЧС РФ) и органы , уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (ГУ МЧС РФ по субъектам РФ); Структурные подразделения территориальных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГОЧС (отделы, управления); Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГОЧС, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ (отделы, секторы).
Решением соответствующих руководителей ГО создаются комиссии ГО – органы, предназначенный для непосредственного руководства заблаговременной подготовкой к проведению и проведения мероприятий ГО, осуществляемых в целях решения отдельных, имеющих значительные объемы и сложность, задач гражданской обороны. Решением соответствующих руководителей ГО создаются комиссии ГО – органы, предназначенный для непосредственного руководства заблаговременной подготовкой к проведению и проведения мероприятий ГО, осуществляемых в целях решения отдельных, имеющих значительные объемы и сложность, задач гражданской обороны. К ним относятся:
Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге Положение определяет: организационные основы ГО города; содержание основных мероприятий по ГО; состав сил и средств ГО города; порядок подготовки к ведению и ведения ГО в Санкт-Петербурге.
Организационные основы системы ГО Санкт-Петербурга Гражданская оборона в Санкт-Петербурге организуется и ведется в соответствии с законами и нормативными правовыми актами РФ и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области ГО (МЧС России), распорядительными документами руководителя ГО города, в т.ч. Рассматриваемым Положением. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и организации, независимо от их организационно-правовых норм, в целях решения задач в области ГО, и в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы и средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО. Руководители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО.
Положение о Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности, утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008г. № 46 1.2. Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 3. Полномочия Комитета 3.27. Организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, разработку и реализацию планов гражданской обороны и защиты населения. 3.28. Организовывать подготовку и обучение населения в области гражданской обороны. 3.29. Организовывать обучение населения Санкт-Петербурга мерам пожарной безопасности, привлекать его в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров. 3.30. Осуществлять подготовку и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также пропаганду знаний в этой области.
РСЧС
Законодательство РФ в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Основными законодательными актами в области организации защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются: - федеральный закон РФ “ О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера “ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ; - федеральный закон РФ “ Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей “ от 22 08.1995 г. № 151-ФЗ.
Закон “ О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера “ от 21.12. 1994 г. № 68-ФЗ определяет: общие для РФ организационно правовые нормы: в области защиты граждан РФ , иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ , всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. В законе устанавливается, что: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности людей.
Структура ФЗ №68 от 21.12.94
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на: - федеральном ; - межрегиональном - региональном; - муниципальном; - объектовом . На каждом уровне создаются: - координационные органы; - постоянно действующие органы управления; - органы повседневного управления; - силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
«Межведомственно- ведомственный» принцип построения РСЧС, как способ объединения сил и средств в этой подсистеме, реализуется аналогично гражданской обороне через четыре основных базовых института РСЧС. К ним относятся: 1.Институт Комиссий по чрезвычайным ситуациям (председателей КЧС ПБ). 2.Институт органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. 3.Институт функциональных подсистем («звеньев») РСЧС, отвечающие за все виды обеспечения РСЧС в мирное время 4.Институт сил РСЧС
Основные задачи РСЧС ( ст. 4 федерального закона № 68-ФЗ) : - разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; - осуществление целевых и научно-практических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций , а также объектов социального назначения в ЧС; - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; - подготовка населения к действиям в ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; - ликвидация ЧС; - осуществление мероприятий по социальной защите населения , пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Организационная структура РСЧС Уровни управления
Положение о Санкт Петербургской территориальной подсистеме РСЧС раскрывает следующие вопросы: а) организационная структура Санкт Петербургской подсистемы; б) задачи Санкт Петербургской подсистемы; в) основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности; г) режимы функционирования Санкт Петербургской подсистемы и мероприятия проводимые в каждом из режимов; д) силы и средства Санкт Петербургской подсистемы; е) номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; ж) обязанности руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЛЧС); з) финансовое обеспечение функционирования Санкт Петербургской подсистемы.
Структура объектового звена РСЧС
Силы и средства Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС К силам и средствам Санкт-Петербургской подсистемы относятся специально подготовленные силы и средства: Исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; Организаций и общественных объединений, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы определяется Правительством С.П.
В состав сил и средств каждого уровня С.П. подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. В состав сил и средств каждого уровня С.П. подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют АСС, АСФ, пожарно-спасательные подразделения, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
ПСС СПБ впервые была создана для проведения спасательных работ на суше и воде в 1999 году. Реорганизована ППР СПБ №1536 от 10.12.2008г. ШТАТ – 270 человек Аттестована для проведения: ПСС СПБ впервые была создана для проведения спасательных работ на суше и воде в 1999 году. Реорганизована ППР СПБ №1536 от 10.12.2008г. ШТАТ – 270 человек Аттестована для проведения: разведки зоны чрезвычайной ситуации; оказание медицинской помощи пострадавшим; поисково-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации; эвакуации пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС; подачи воздуха в заваленные помещения; организации управления и связи в зоне ЧС; укрепления или обрушения повреждённых конструкций; Ликвидации (локализации) ЧС на ж/д, воздушном, автомобильном транспорте.
Работы на суше организует отдел аварийно-спасательных работ. Работы на суше организует отдел аварийно-спасательных работ. Поисково-спасательные работы на воде осуществляют: Центральный водно-спасательный пост в составе дежурной смены водолазов на катерах; 15 спасательных станций в разных районах города.
На вооружении ПСС находятся: На вооружении ПСС находятся: авар. спас. автомобили – 4 быстроходные катера – 6 аварийно-спасательное оборудование аэробот типа «Хаски» - 1 понтоны судоподъёмные – 10 цифровой видеокомплекс за контроля за подводными работами подводный гидравлический инструмент водолазное снаряжение 5 водолазных станций За время существования ПСС совершено: более 7500выездов Спасено более 5700 чел.
Возможности ПСС по проведению спасательных работ составляют: время сбора ПCС в нерабочее время – 2 часа, в рабочее время – 5 минут; количество спасателей в смене 4-6 человек. Готовность к отправке в район ЧС летом – 8 минут, зимой – 15 минут. Автономность работы в зоне ЧС – 1 сутки.
ПЕРЕЧЕНЬ сил постоянной готовности Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС Отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области Линейный отдел внутренних дел на транспорте Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Комитет по содержанию жилищного фонда: Комитет по транспорту. Государственное предприятие «Пассажиравтотранс». Государственное предприятие «Горэлектротранс» . Петербургский метрополитен: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга»:
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Ленкомприрода): Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Ленкомприрода): Комитет по здравоохранению. Служба медицины и катастроф Санитарно-эпидемиологическая служба Управление по охране окружающей среды Управление ветеринарии: Бассейновое аварийно-спасательное управление «Балтийские буксиры»: Октябрьская железная дорога: Государственное авиационное предприятие «Пулково» Северо-Западное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральный аварийно-технический центр «Радиевый институт» Минатома России
Силы постоянной готовности Северо-западного регионального центра 346 спасательный центр - 840 человек Главная задача – участие в мероприятиях по оказанию помощи и спасению людей, материальных средств при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное и военное время. 267 отдельный отряд обеспечения действий спасателей -225 чел. 180 отдельный отряд жизнеобеспечения населения- 115 чел.
Государственная противопожарная служба – составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, координирует деятельность других видов пожарной охраны. Государственная противопожарная служба – составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, координирует деятельность других видов пожарной охраны.
Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее – водные объекты); обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!