Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др. В 1940 году в качестве Главного управления МПВО включена в систему НКВД-МВД СССР. В 1961 МПВО реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО возложено на Министерство обороны СССР, повседневное — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО). Войска в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР, Московское военное училище ГО (Город Балашиха). В 1991 году система ГО включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС). Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др. В 1940 году в качестве Главного управления МПВО включена в систему НКВД-МВД СССР. В 1961 МПВО реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО возложено на Министерство обороны СССР, повседневное — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО). Войска в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР, Московское военное училище ГО (Город Балашиха). В 1991 году система ГО включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС).
защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения; защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф; создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой; повышение устойчивости объектов экономики и отраслей; их функционирования в чрезвычайных условия; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов; Первоочередное обеспечение пострадавшего населения, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением; эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления; организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях; обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны: Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны: своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации; укрытие населения в защитных сооружениях; использование средств индивидуальной защиты; эвакуация, рассредоточение, а также отселение населения в безопасные районы; защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами; обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
защита населения на всей территории страны; защита населения на всей территории страны; дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации; заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий; необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.); органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.); органы повседневного управления по обеспечению защиты населения; силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны; фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации; системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Основу сил гражданской обороны составляют невоенизированные формирования. Основу сил гражданской обороны составляют невоенизированные формирования. Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.). Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную)за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. Руководителем гражданской обороны России является Председатель Правительства Российской Федерации