ПЕРСПЕКТИВЫ ШИРОКОГО ВНЕДРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Первый заместитель директора Государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте»Г.Л. Лившиц
Культура (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие,почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ, т.13)
Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации России 6 мая 2008 года Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.Минтрансу России поручено при реализации в установленной сфере деятельности обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, обеспечивать введение и единообразное применение на территории Российской Федерации требований в сфере безопасности полетов, предусмотренных стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
Основные направления реализации Программы Программа включает в себя шесть направлений, объединяющих комплекс правил и мер разной масштабности в зависимости от степени развития того или иного элемента государственной системы обеспечения безопасности полетов.Ежегодно по всем направлениям участники системы на федеральном уровне формируют мероприятия, включая разработку ведомственных и федеральных целевых программ, предусматривающих выполнение конкретных работ по повышению безопасности полетов.В совокупности реализация этих мероприятий позволит достичь поставленной цели.
Выполнение Государственной программы обеспечения безопасности полетов предполагает разработку и внедрение системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации, которая реализует системный подход к комплексному управлению безопасностью. При этом культура безопасности полетов представляется составной частью общей культуры производства, системы выявления и минимизации рисков до приемлемого уровня, усилий администрации и персонала авиапредприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов.
Оценка рисков
Допустимость рисков
ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ БОРТОВЫХ РЕГИСТРАТОРОВ
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ ОБРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской ФедерацииПриказ федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации РФ от 26.06.97 г. №134 «О мерах по совершенствованию системы контроля за сохранением летной годности ВС на основе данных об отказах, неисправностях авиатехники и нарушениях правил ее эксплуатации»Приказ федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации РФ от 17.08.99 г. № 33 «О совершенствовании организации работ по сбору, обработке и анализу полетной информации»Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской ФедерацииФедеральные авиационные правила (ФАП-145). Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники
НОРМАТИВЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ БОРТОВЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ВОЗДУШНЫЕ СУДА 1 КЛАССА - НЕ МЕНЕЕ 90 % ВОЗДУШНЫЕ СУДА 2 КЛАССА - НЕ МЕНЕЕ 80 % ВОЗДУШНЫЕ СУДА 3 И 4 КЛАССОВ - НЕ МЕНЕЕ 60 %Распоряжение первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 18 июня 2001 г. № НА-281-р «О неотложных мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (пункт 9.2)
ХАРАКТЕРИСТИКИ АЛГОРИТМОВ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗАСАМОЛЕТОВ ИЛ И ТУ
ХАРАКТЕРИСТИКИ АЛГОРИТМОВ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗАСАМОЛЕТОВ BOEING
ХАРАКТЕРИСТИКИ АЛГОРИТМОВ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗАСАМОЛЕТОВ А-320
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПРАВИЛ ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СОБЫТИЙ НА ОДНУ ОБРАБОТКУ ПО САМОЛЕТУ ИЛ-76 СОБЫТИЕ 50При снижении не выдерживаетсярекомендованная скоростьСОБЫТИЕ 120Минимальный остаток топлива
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СОБЫТИЙ НА ОДНУ ОБРАБОТКУ ПО САМОЛЕТУ ТУ-154МСОБЫТИЕ 66Срабатывание сигнализации«Превышение допустимого угла атаки»СОБЫТИЕ 13Не проверена система управления по отклонению руля направления
Заключение Управление безопасностью полетов это совместная задача Правительства Российской Федерации и авиационной отрасли.Решение этой задачи обеспечит оперативное принятие квалифицированным персоналом корректирующих мер по предупреждению авиационных происшествий и позволит реализовать основной принцип системы управления безопасностью полетов, который дает возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию.