1. Что относится к функциям семьи? 1)воспитание детей 2)сохранение окружающей среды 3)решение проблемы ограниченности ресурсов 4)поддержание политической стабильности
2. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одарённости человека. Б. Отклоняющееся поведение может быть связано с преступными деяниями. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
3. Семья любого типа характеризуется 1)обязательным возложением домашних обязанностей на женщину 2)экономической зависимостью женщины от мужчины 3)справедливым распределением домашних обязанностей 4)наличием домашнего хозяйства, общего быта
4. Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют 1)социальным институтом 2)социальной мобильностью 3)социальной структурой 4)социальным неравенством
5. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Все социальные нормы охраняются силой государства. Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) В ходе социологического опроса респондентам задавали вопрос: «Справедливо ли разделять профессии на мужские и женские?». (Б) Женской называют свою профессию 1% мужчин, мужской – 4% женщин. (В) Показательно, что многие из опрошенных ратуют за законодательный запрет на использование женского труда в некоторых сферах деятельности. Определите, какие положения текста 1)отражают факты 2)выражают мнения 1 1 2
7. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку? 1)Москвичи 2)Молодёжь 3)Консерваторы 4)Военнослужащие
8. К разновидностям этноса относятся 1)Классы 2)Нации 3)Элиты 4)Сословия
9. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических и культурных связей различных государств. Б. Современные народы стремятся сохранить своё этническое своеобразие в процессе интеграции. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
10. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Можно сказать, что каждое поколение «стоит на плечах» предыдущего, хотя не все и не всегда это осознают. (Б)Родители, старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследство. (В)Степень преемственности поколений неодинакова в различных областях жизнедеятельности. Определите, какие положения текста 1)отражают факты 2)выражают мнение 1 2 1
11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта. Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
12. Термины «традиции», «обычаи» используются в первую очередь для раскрытия понятия 1)социальная структура 2)социальная роль 3)социальное неравенство 4)социальные нормы
13. Религиозные нормы в светском государстве 1)распространяются на всё население 2)обеспечиваются силой государственного принуждения 3)регулируют отношения между личностью и властью 4)поддерживаются моральным сознанием верующих
14. В какой из приведённых ситуаций поведение людей регулируется в первую очередь моральными нормами? 1)Соседи обратились в отдел полиции, чтобы пресечь шумные строительные работы в одной из квартир. 2)Продавец медленно работает, и в его отдел выстроилась очередь покупателей. 3)Женщина обратилась в суд с иском об установлении отцовства в отношении её сына. 4)Учитель похвалил школьника за то, что тот помог пожилой женщине перейти дорогу.
15. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества? А. Социальная структура общества – это совокупность связей и отношений между социальными группами. Б. Социальная структура отражает внутреннее строение общества. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
16. Структура общества представлена социальными группами и общностями в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку? 1)женщины 2)подростки 3)либералы 4)ростовчане
17. Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. 1 2 1 1 2 ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ А)составление завещания 1)правовые нормы Б)отказ друга дать деньги в долг 2)моральные нормы В)получение ссуды в банке Г)отказ оплатить проезд в автобусе Д)выполнение школьниками домашних обязанностей
18. Какую социальную роль способен исполнять и ребёнок, и взрослый? 1)Опекун 2)Водитель 3)Избиратель 4)Наследник
19. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? 1)Эмоциональную 2)Воспитательную 3)Досуговую 4)Репродуктивную
20. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) В ходе социологического опроса было выявлено, что большинство опрошенных граждан считают, что при вступлении в брак нужно руководствоваться чувствами. (Б) Важно, что среди опрошенных господствует представление об идеальной семье как о семье, построенной на доверии, любви и уважении. (В) Огорчает, что лишь немногие из опрошенных могли бы назвать свою семью идеальной. Определите, какие положения текста 1)отражают факты 2)выражают мнения 1 2 2
21. Строение общества в целом называют 1)социальным государством 2)социальными отношениями 3)социальной структурой 4)социальной общностью
22. По какому признаку образована такая социальная общность, как ростовчане? 1)Политическому 2)Этническому 3)Территориальному 4)Культурному
23. Проявление неуважения сына к отцу иллюстрирует нарушение норм 1)Моральных 2)Корпоративных 3)Правовых 4)Эстетических
24. Установите соответствие между проявлениями и функциями семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРОЯВЛЕНИЯ А)совместное расходование семейного бюджета Б)передача детям определенного статуса В)создание семейного бизнеса Г)совместное ведение домашнего хозяйства Д)обучение детей правилам этикета ФУНКЦИИ СЕМЬИ 1)социальная 2)экономическая 1 2 2 2 1
25. Обществоведы используют понятие «социальный конфликт» для обозначения 1)реакции общества на поведение человека 2)столкновения противоположных интересов 3)значимости социального статуса индивида 4)общественно опасного виновного деяния
26. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальные нормы регулируют жизнь общества. Б. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным общественным условиям. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
27. В Калмыкии, Бурятии, Тыве значительная часть населения считают себя буддистами. Этот признак характеризует жителей указанных регионов по их принадлежности к общности 1)демографической 2)профессиональной 3)поселенческой (территориальной) 4)религиозной
28. Что отличает семью от других малых групп? 1)наличие единых предпочтений в одежде 2)организация совместного быта, домашнего хозяйства 3)совместное проведение досуга 4)осуществление совместной деятельности
29. Рабочий день учителя не заканчивается в школе. Нередко приходится общаться с родителями учеников. А дома ждёт своего часа проверка тетрадей, подготовка к завтрашним урокам. В этих действиях учителя находит свое проявление его 1)социальная роль 2)общественный статус 3)личный авторитет 4)общественный престиж
30. Семья Петровых живёт в собственном доме в посёлке городского типа. Она состоит из восьми человек: мать, отец, их несовершеннолетний сын, их совершеннолетняя дочь с мужем и ребёнком, а также родители отца. К какому типу может быть отнесена семья Петровых в зависимости от численного состава? 1)нуклеарная 2)авторитарная 3)демократическая 4)расширенная
31. Сергей живёт с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Сравните две малые группы, упомянутые в условии задания: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1)общий быт 2)отношения родства 3)личные контакты членов группы 4)наличие особых норм поведения ЧЕРТЫ СХОДСТВА...ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ... 3412
32. В разговоре с друзьями Пётр сказал, что он - белорус. Таким образом он определил свою принадлежность к общности 1)профессиональной 2)этнической 3)демографической 4)территориальной
33. Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России ещё до Революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности 1)демографической 2)территориальной 3)этнической 4)сословной
34. Верны ли следующие суждения о социальных ролях? А. Под социальной ролью понимают образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в конкретном обществе. Б. Любые социальные роли неформальны по своему характеру. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
35. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах? А. Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне. Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
36. Учитель на уроке характеризовал мораль и право в системе социальных норм. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1)письменная форма 2)выражение государственной воли 3)регулятор общественных отношений 4)образец одобряемого поведения ЧЕРТЫ СХОДСТВА...ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ... 3412
37. Какая социальная роль типична для старшеклассника? 1)военнослужащий по призыву 2)избиратель 3)производитель 4)потребитель
38. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Порой для предотвращения межэтнических конфликтов правительству достаточно принять меры по стабилизации социально-экономической обстановки в стране. (Б) Так, в стране Z произошли столкновения граждан на почве межэтнических разногласий. (В) Социологический опрос населения показал, что основная причина конфликта связана с низким уровнем жизни большинства населения. Определите, какие положения текста 1)отражают факты 2)выражают мнения 2 1 1
39. Т. обещал другу помочь написать реферат, но нарушил обещание. Эта ситуация регулируется нормами 1)правовыми 2)моральными 3)политическими 4)эстетическими
40. Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ А)семейный выезд в лес на пикник в выходной день Б)распределение между супругами домашней работы В)знакомство с семейными традициями, их сохранение и развитие Г)обучение детей правилам поведения за столом Д)планирование бюджета семьи НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ 1)хозяйственная деятельность 2)воспитательная деятельность 3)организация досуга 3 1 2 2 1