Урок № 9 Тема: «Выдающаяся личность»
Во все времена появлялись неординарные личности.Задание: вспомните о них и приведите примеры выдающихся личностей.
Задумаемся…А легко ли жить выдающимся людям?Как стать выдающейся личностью?Поговорим об этом на нашем уроке.
Цели и задачи:Понимать:значение появления и деятельности выдающихся личностей;противоречивость влияния социальной среды на процесс формирования выдающихся личностей.Знать:• термины и понятия «выдающаяся личность», «гениальность»;• причины появления выдающихся личностей;• современные трактовки психологической науки о выдающихся и гениальных личностях. Уметь:давать характеристику выдающейся личности;выявлять черты личности, необходимые для того, чтобы развить свои способности и стать выдающимся человеком;высказывать суждения на обществоведческие темы;работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.Отношения, ценности, внутренние установки:дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию выдающихся личностей на формирование подростка;объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока:Выдающиеся личности глазами философов и ученых.Что значит быть выдающейся личностью.Одаренные дети.
Выдающиеся личности глазами философов и ученыхЗадание: используя материал учебника и дополнительный материал, охарактеризуйте и проанализируйте мнения знаменитых ученых о выдающейся личности.Чья точка зрения вам показалась наиболее точной? Почему? Ответ аргументируйте.
2. Что значит быть выдающейся личностьюЗадание: Некоторые ученые уверены, что, для того чтобы быть выдающимся человеком, надо обязательно быть гениальным.Согласны ли вы с подобным утверждением? Свое мнение аргументируйте.
Задание: Обсудите в группах, какими чертами должна обладать выдающаяся личность?
Черты выдающейся личностиПереносит трудности и невзгодыВыбирается из самых кризисных ситуацийНе теряет оптимизмаУверен в себеУравновешенЧестенСпособен поставить перед собой целиОпределить пути достижения этих целейУмеет видеть главное, опуская мелкие несущественные деталиБыстро и четко ориентируется в обстановке
Задание: прокомментируйте приведенные фактыХорошо известно, что И. Ньютон самыми главными в своем творчестве считал не те открытия, которые он сделал в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские и философские темы. Выдающийся композитор А.К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя таковой талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал. Кардинал Ришелье был убежден, что главные свершения, которые прославят его имя в истории, – это его драматургические произведения, пьесы, а вовсе не деятельность во главе внешней и внутренней политики Франции времен короля Людовика XIII. Интересно, что в настоящее время лишь несколько специалистов знает, о чем Ришелье писал свои пьесы. Несколько более широк круг высокообразованных людей и специалистов, хорошо знающих историю Франции, которые смогут вспомнить о том, какие политические решения Ришелье принимал и проводил в жизнь. Всемирную же известность Ришелье имеет в качестве персонажа приключенческих романов А. Дюма. Вопросы к классу:О чем свидетельствуют эти факты?Согласны ли вы с сделанными выводами?
3. Одаренные детиЗадание: кого вы можете назвать одаренным ребенком?
Запомним…Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровенькреативности настойчивости
Запомни!Виды одарённости. Существуют различные виды классификации одарённости, например: скрытая и ярко выраженная, общая и специальная. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.
Задание: предположите, какие факторы способствуют появлению и развитию одаренных детей?
Факторы, способствующие появлениюи развитию способных детей
Какой из перечисленных факторов вам представляется наиболее важным, почему?Задание: работая с текстом учебника, познакомьтесь и проанализируйте теорию амплификации психолога А.В. Запорожца.
Творческое задание:А как понять, что мы имеем дело с одаренным ребенком? Задание: «нарисуйте портрет» одаренного ребенка в виде схемы.
Обсудите…Как вы считаете, чрезмерно высокое развитие способностей у подростков всегда желательно? К чему это может привести?
Проверим наши версии…иногда родители просто хотят похвастаться своим одаренным ребенкомэто приводит к чрезмерным нагрузкамвозможен риск однобокого развитияпсихологические срывыребенок не умеет общаться с другими детьми, становится «белой вороной» и т.д.
Подведение итогов занятияЧто значит быть выдающимся человеком?Как вы думаете, легко ли жить выдающимся людям?Подумайте, какие черты личности необходимы для того, чтобы развить свои способности и стать выдающимся человеком?
Домашнее задание: Выучить § 8 и выполнить разноуровневые задания:1 вариант: кого и почему вы считаете выдающейся личностью? Ответ аргументируйте.2 вариант: презентация на тему: «Выдающиеся личности – кто они?»3 вариант: представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается следующая тема: «Одаренный ребенок — трудный ребенок?»
Желаю удачи!