Возрождение Святынь.
Лежит посреди России Липецкая земля… Щедр и богат этот край. Леса, поля, реки, старинные усадьбы и великолепные храмы, каждый из которых имеет свою историю.
История Тихвинского собора. Истории создания собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери, расположенного в центре старого города, такого. В 1818 году в Данкове отбывал ссылку польский повстанец. Движимый желанием хоть как-то отомстить русским, он занимался поджигательством. Поджигал город не менее семнадцати раз. Жители Данкова, естественно, были очень напуганы пожаром. Огонь воспринимался как кара свыше, как гнев Господень. Поэтому данковчане дали обет: если поджоги прекратятся, они на свои средства возведут новый собор, который станет самым высоким сооружением. На кануне праздника Тихвинской иконы Божией Матери – хранительницы от разрушений огня – горожане собрались ко всенощной и на коленях со слезами умоляли Богородицу спасти их от злоумышленника. Господь услышал их мольбу: вскоре, во время очередной попытки пустить красного петуха, фанатика задержали. Город вздохнул с облегчением. Жители отслужили в старом соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались, то увидели на каменном столбе посредине Хлебный площади неизвестный как там оказавшуюся Тихвинскую икону. С этого времени и пошел обычай ежегодно в день этой иконы проводить крестный ход.
Тихвинский собор. Разрешение на строительство собора данковчане получили от царя в 1860 году. До этого времени на данном месте стояла каменная часовня. Храм начали строить 26 августа 1861 года, закончили в 1878 году. В соборе было две церкви: внизу – зимняя, вверху – летняя. Собор имел шесть престолов, освященных в разные годы. Долгое время значился безземельным и бесприходным. Жил он тогда за счет сбора мостовых и перевозочных средств по реке Дон. Позже, в 1888 году, по генеральному межеванию храму отвели 173 десятины земли. Со временем увеличился как штат собора, так и число прихожан.
После революции в храме был клуб, потом – пункт приема стеклотары, затем – склад. А от колокольни не осталось и следа. По свидетельству Н.В. Кириллова, бывшего электрика доломитового комбината, поводом к разрушению колокольни собора стал инцидент, произошедший на митинге 7 ноября 1936 года. В тот день была пасмурная погода, облака висели очень низко. Одному гражданину, бывшему в нетрезвом состоянии, показалась, что соборная колокольня накренилась и падает. Гражданин поднял крик, который подхватила воспитательница детского дома, приведшая на митинг своих воспитанников. В толпе началась паника. Мужчину, спровоцировавшего её, впоследствии, в 1937-м, осудили на семь лет исправительных лагерей. А колокольню разрушили годом позже – в 1938-м. На ней был установлен деревянный желоб, по которому спускали кирпич. Кирпич этот на телегах (бестарках) возили на строительство дороги Янушево – Малая Знаменка. Сам собор в годы советской власти всё-таки выстоял, хотя от былой красоты и великолепия ничего не осталось. Но время шло…
Перед поднятием колокола на колокольню Тихвинского собора.
14 октября 1994 года состоялось освящение здания Тихвинского собора и приём его в лоно церкви. Службы в храме возобновились, но, если можно выразиться, проходили в полевых условиях. Ещё очень много предстояло сделать, в частности установить кресты над пятью куполами храма. Многие данковчане тогда жертвовали свои деньги на приобретение крестов. 27 марта 1996 года состоялось их торжественное возведение.
Церковь великомученика Георгия Победоносца. Церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, в отличие от других данковских храмов, продолжала свое служение и в годы советской власти, окормляя православных верующих города. Изначально церковь принадлежала Казачьей слободе. Руководствуясь данными окладных книг, мы можем утверждать, что на этом месте в 1676 году стоял деревянный храм. В 1791 году он сгорел. Спустя девять месяцев прихожане купили новую церковь в Урусове.
Перевезли ее по частям, восстановили, и после освящения в 1823 году здесь была возобновлена служба. Но вскоре здание обветшало, стало рушиться. Тогда данковское купечество решило выделить нужные средства на кирпич. Настоящая церковь с приделами мученика Александра и Митрофания Воронежского начало строиться в 1857 году. Освятили ее в 1872 году. Эта дата считается годом рождения данного замечательного памятника церковного зодчества.
Храм во имя Рождества Христова. В 2005 году возобновились богослужения в еще одном храме, закрытом советской властью в 30-е годы. Вот что повествуют писцовые книги XVIII века о церкви Сторожевской слободы Данкова: «В Данкове же на посаде, на берегу реки Вязовенки, слобода сторожевых казаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова, да придел Николы Чудотворца, древяна клецки с папертью…» 3 сентября 1802 года вышел царский указ с запрещением делать деревянные храмы.
Данное решение и послужило толчком к началу строительства в 1873 году каменной церкви Рождества Христова. Воздвигли ее за 37 лет: строительство было окончено в 1910 году. До XIX века в храме находилась чудотворная икона Божий Матери, написанная в середине XVI века. По сообщениям старожилов, данный приход перестал существовать около 1933 года. Однако здание, к счастью, сохранилось. И уже в 2006 году Христорождественская церковь стала постоянно действующей. В этом же году возведен крест на ее главный купол.
Храм во имя Иоанна Богослова. Приход слободы богословских казаков, церковь Иоанна Богослова, упоминается писцовыми книгами 1628г. – 1629г. как «церковное место». В окладных книгах 1676 года значится уже как церковь. Тогда храм был деревянный. Вместо этого сооружения 1780 году была построена другая деревянная церковь «в прежнее храмонаименование». В 1716 году приход составлял 16 дворов, в 1780 году – 54, в 1885 году – 134, прихожан – 930. И в 1885 году церковь оставалась деревянной. В XVIII веке она имела 39 десятин земли. Притч состоял из одного священниками и одного псаломщика.
В 30 – годы XX века храм был закрыт, уничтожены колокола, все иконы и иконостас. Здание сначала использовалось как зернохранилище, затем – как керосиновая лавка и ,наконец, в качестве продовольственного магазина. По сведениям настоятеля храма отца Николая (Стаднюка), как только здесь стали продавать мясо, в здании начались необычайные явления и магазин вынуждены были закрыть. В 1997 году храм передали церкви, но лишь с августа 2003 года в нём проводятся постоянные богослужения.
Вывод. Все возрождённые святыни города Данкова - это исторические памятники, которые в течение долгих лет будут напоминать нам о истории родного края.