Изменение поведения и состояния лошади без применения «железа» Чижов Евгений Владимирович 11 б класс Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» Руководитель: Сафьянова Лидия Петровна, учитель биологии высшей квалификационной категории.
Стихотворение. Посвящение лошади. Бока шенкелями сжаты до боли… Рот податливый рвут удила… И снова этот в синем камзоле Замахнулся хлыстом на меня… Бегу… А в глазах мелькают Родные поля на тихом Дону, И степи, где вольные ветры гуляют, Зелёный лужок, где резвиться б коню… Боги!!! За что вы коней оседлали? Ради чего мы бежим на приз??? И мчимся… и умираем…. За нелепый людской каприз.
Цели и задачиЦЕЛЬ: Определить, как влияет воспитание лошади без «железа» на её состояние.ЗАДАЧИ: Изучить разнообразные школы воспитания лошадей и определить, какая из школ более приемлема для воспитания лошадей.Определить преимущества свободного воспитания лошади.
Методы исследования :Изучение разнообразных школ воспитания лошадей в литературе и Интернете.Изучение методики воспитания лошадей без «железа». Применение этой методики в клубе «Пегас».Наблюдения за поведением лошадей при свободном их воспитании.Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Актуальность темы .Существует большое разнообразие школ по воспитанию лошадей, но часто, используют такие методы, которые травмируют лошадей, нарушая их психологическое состояние.Кроме того, такое отношение к воспитанию лошадей, нарушает их состояние.Я, занимаясь в конном клубе «Пегас», заинтересовался различными школами воспитания лошадей.Изучил этот вопрос в различных источниках информации. Мы в клубе занимаемся воспитанием наших лошадей, поэтому я хочу сам убедиться в том, что свободное воспитание лошадей, даёт возможность быстрее найти подход к животному и его воспитанию.Лошади очень чувствуют хорошее к ним отношение и понимают, чего хочет от них человек.Я очень люблю лошадей и надеюсь, что мои исследования помогут понять, какой метод воспитания лучше выбрать.
Конный спорт и здоровье лошади.Все чаще и чаще люди начинают задумываться о вреде, который приносит конный спорт в жизнь лошади. Они начинают понимать, что конный спорт является препятствием для нормальных отношений между лошадью и человеком, то есть отношений, построенных на взаимном доверии и дружбе, понимании своего партнера. Конный спорт – это насилие над лошадью, над ее природой, ее стремлением быть свободной. Быть свободной от человека на спине, от железа во рту, уздечек, НАКАЗАНИЙ, и прочих дополнительных приспособлений, применяемых спортсменами. Лошадь, как и любой живой организм, подвержена различного рода травмам и болезням. Но, если в естественной для себя среде, лошадь мало травмируется или заболевает по независящим от себя причинам, то в спорте основным источником травм является человек, с его амбициями и жаждой первенства.
Конкур Конкур – преодоление препятствий. Травматизм выездки и конкура, а в прочем и всех видов конного спорта, очень велик. Огромной нагрузке подвергаются голова, спина, конечности, то есть все тело лошади. Причем, спортсмены этого понимать и признавать НЕ ХОТЯТ. Они продолжают калечить и уродовать ни в чем не повинных лошадей. Глядеть было страшно на то, как спортсменка катается на лошади сплошь покрытой красными рубцами... то ли ранами, то ли болячками...
Выездка .Выездка, как часто любят выражаться спортсмены, «танец» лошади, двигающейся абсолютно «непринужденно», как бы без контакта с всадником (а на самом деле, как раз с контактом, да еще с каким – с трензелем и мундштуком во рту, который причиняет невыносимую боль, в принудительном сборе). Эта «идиллия», которую активно пропагандируют спортсмены, тренеры, «конные» средства массовой информации, комментаторы на телевидении, абсолютно ложна.
Скачки и стипль - чезе .Для непосвященных стипль-чез – скачки с препятствиями по пересеченной местности. Как еще один изуверский вид конного спорта появился в 1792 г. В Ирландии, когда два лорда, совершенно не задумываясь о том, что они совершают, решили ради «адреналинчика» в крови, ради удовлетворения своих примитивных желаний, посоревноваться, кто же быстрее доскачет до местной колокольни. Скакали они не просто по гладкой местности, но по пересечённой, перепрыгивая различные живые препятствия (изгороди, канавы, рвы, и т.д.). Отсюда и пошло название стипль-чез (steeple- колокольня, chase – беги, скачи).
Влияние на лошадь .Особенной нагрузке в стипль-чезе подвергаются мышцы плеч, крупа, конечности. Травматизм скачек и стипль-чеза очень велик: разрывы сухожилий и связок, хромота, переломы костей, паралич нервов, травмы рта от воздействия железа От чрезмерных нагрузок у каждой скаковой лошади идет кровь из носа. Это явление носит название «блютерство». Это связано с разрывом легких от напряженной работы и резкого дыхания, от того, что лошадь не предназначена природой к преодолению такого большого расстояния и на такой большой скорости.
«Железо» .Цель всех видов «железа» - осуществление жесткого контроля, посредством причинения сильнейшего болевого шока, и подавление возможного сопротивления лошади.Как правило, результатами применения железа, является девиантное поведение лошади, физические и физиологические проблемы, смерть.
Лошадь и железо.Железо во рту приводит к тому, что вынуждена включаться деятельность каскада рефлексов – жевательного, глотательного и пищеварительногоПостоянное давление трензеля на кость нижней челюсти – причина невралгии нижнечелюстной ветви тригоменального нерва.Железо причиняет лошади боль. Из этого следует ряд проблем:ИспугЖелание убежатьСопротивлениеЖелание замереть на местеТригоменальная невралгияПроблемы с дыханием
ЛОШАДЬ БЕЗ ЖЕЛЕЗА . Как пример, рассмотрим Школу, основанную А.Г. Невзоровым - Nevzorov Haute Ecole(От Эколь Невзорова).HAUTE ECOLE - образно говоря, обозначение наивысшего мастерства в работе с лошадью. Обучение лошади всем самым сложным фигурам и аллюрам должно происходить с сохранением полной свободы лошади. Не допускаются при обучении ни уздечки, ни удила, ни недоуздки всех типов.
Постулаты:Лошадь от природы умна и игрива. Лошадь не создана для верховой езды и «железа». Лошадь обладает очень хрупким здоровьем. Здоровье лошади – залог здорового общения.Лошадь нельзя наказывать. Лошадь - друг. Лошадь должна быть всесторонне физически и умственно развита и сбалансирована.
Сравнение школ .Сбор принудительный (мертвый) Сбор естественный (живой) Спортивная посадка Школьная посадка
Слева вы видите конный спорт, справа работу А.Г. Человеческая забава – родео Невзорова.Элемент Школы
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Наш клуб был создан на общественных началах, где собрались взрослые и дети увлечённые лошадьми.Всех членов клуба собирает вместе любовь к этим удивительным животным. Полтора года назад в конном клубе «Пегас», г. Лахденпохья, отказались от использования железа и применения лошадей в какой либо работе (верховая езда, сельскохозяйственный труд). Последствия этого, можно видеть по поведению и состоянию лошадей. Напомню, что работа должна вестись с каждой лошадью индивидуально, так как все они имеют разную судьбу.Мы поняли, что лошади ждут от человека хорошего отношения и доверия.
Лошади в нашем клубе .1.Кобыла Ласка, 13лет, масть – игреневая (приложение 4; рис.1;). Долгое время лошадь ходила в тройке левой пристяжной, что, несомненно пагубно сказалось на ее физическом здоровье (повреждены шейные мышцы и шейные позвонки). До отказа от железа и от «классического» воспитания (собственно железо, упряжь, побои и т.п.) Ласка была очень агрессивна по отношению к людям, боялась вида верёвок, уздечек и просто чего-либо в руках, малоактивна в физическом плане, В случный период не проявляла активности.После отказа от железа в воспитании и использовании её в тяжёлых работах, эти отрицательные факторы постепенно исчезли. На данный момент Ласка потрясающе физически активна, снизилась агрессия по отношению к людям, улучшилось физическое и психологическое состояние лошади. Проявился индивидуальный характер.
Кобыла Белла .2. Кобыла Белла, 20 лет, Орловский рысак. Вороная. (Приложение 4; рис.2;).Родилась в подмосковном конном заводе, была маткой. Затем жестоко мучилась на Валааме, избивалась, работала в телеге, была маткой. Затем год работала в покатушках. Заработала артрит скакательных суставов, сломанную психику (отрешенность от других лошадей, паническая боязнь предметов в руках и просто поднятой руки, не желание идти на контакт с человеком), слабую физическую комплекцию (вследствие голодания). В мае 2007 года попала в клуб «Пегас».За пастбищный сезон (май-октябрь) набрала вес, заняла главенствующее место в табунной иерархии, стала более подвижна и игрива, начала подавать голос. С октября – стала «более разговорчива», перестала бояться предметов в руках, начала проявлять больший интерес к человеку, меньше страдает от боли в ногах.
Жеребёнок Ирис .3.Ирис, 2,4 года. Буланая. (Приложение 4; рис.3;).Жеребенок, не знающий насилия и верховой езды. «Претендент» на воспитание в духе Школы Nevzorov Haute Ecole. Добрая, игривая, активная.Отсюда видно, что применение железа, бессмысленная верховая езда, физические нагрузки в упряжи, пагубно влияют на физическое и психологическое состояние лошади.
Сравнение поведения и состояния лошадей с использованием железа и без железа (наблюдения велись 1.5 года).
Ресурсы . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Доклад Антонины Шевченко. Ч. 1. Виды современного железа. Доклад опубликован в ZOO-Петербурге, №5 (21), 2006.А.Г. Невзоров «Лошадиная Энциклопедия»\СПб.:Астрель-СПб,2006У.Р. Кук. Школа ветеринарной медицины, Tufts University, 200, Westborough Road, North Grafton, MA 01536, USA
Интернет ресурсы:http://www.hauteecole.ru/http://hauteecole.ru/ru/nevzorov_haute_ecole.phphttp://hauteecole.ru/ru/horse_revolution.phphttp://hauteecole.ru/ru/bitless.phphttp://hauteecole.ru/ru/photogallery.php