Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета Замечают не главное, а то что бросается в глаза; Часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называние предмета 1-2-е классы - слабая дифференцированность восприятия (слитность) Путают предметы, сходные в том или ином отношении; Ситуативность восприятия: узнают предметы в привычном для них положении Большая эмоциональность восприятия Наглядное, яркое, живое воспринимают очень эмоционально
Показателем произвольности служат приёмы запоминания В1-м классе: недостаточность самоконтроля: Количественная сторона повторения (сколько заданно) На уровне узнавания Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок Увеличивается осмысленность запоминания На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чувства Быстро запоминающиеся стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания Еще не сформировано Играет большую роль в учебном процессе Произвольное Непроизвольное ЗАПОМИНАНИЕ
многократное прочитывание; чередование прочитывания с воспроизведением; возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания; мысленное припоминание прочитанного когда с целью уяснения их содержания; составление развернутого и свернутого плана; выделение смысловых единиц и группировка материала (объединение и соподчинение его основных компонентов, расчленение посылок выводов, сведение отдельных данных в таблицу и т.д.); переход от одних элементов текста к другим и сопоставление их; оформление результатов группировки в виде письменного плана. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОСМЫСЛЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ
ВНИМАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Непроизвольное Преобладает Произвольное Развивается Развитие Цель деятельности Мышления Интереса Сосредоточен- ность на понят- ном Увлечение деятельностью Внимательность от к Выполнения це- лей, которые ставит взрос- лый Целям, которые ставит сам уче- ник; контроли- рует их выпол- нение Развитие ответственности за усвоение знаний Внимательность Развитие личности
Легкая отвлекаемость причины: новизна обстановки; особенности наглядных пособий; однообразная деятельность; утомление С трудом переключает внимание с одного объекта на другой Слабое Может быть непонимание смысла читаемого 2-3 объекта Устойчивость Переключение Распределение Объем Свойства внимания