Учимся выбирать профиль обучения Программа «Профессиональное самоопределение» разработана для учащихся 1 – 11 классов.МОУ Обуховская сош №23.
Цели программы Предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;Личностное развитие учащихся;Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемого профиля и выбираемой профессии.
Направления работы: Тестирование;Профессиональное просвещение;Профессиональное консультирование; Тренинги;Профессиональная адаптация.
Тестирование Цель тестирования: Определение сформированности профессионального плана;Мотивов выбора профессии;Профессиональной направленности личности.
Профессиональное просвещение Предусматривает предоставление учащимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий;Информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда.Включает: Беседы, уроки;Семинары, направленные на ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда.
Профессиональное консультирование Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения
Тренинги Личностного роста;Уверенности в себе; Коммуникативной компетентности;Креативности.
Профессиональная адаптация Ролевые,имитационные,профессиональ -ные игры; Профессиональ-ные пробы
Профориентация является важнейшей составляющей учебно-воспитательной работы школы. Предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения учащихся основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профиля и профессии во многом определяются личностными проблемами, без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие. Поэтому в ходе работы используется комплекс методик, направленных не только на изучение личности школьника, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.
Этапы работы Первый этап:«Начальная школа» (1-4 классы; 6-10 лет)Радость творчества. Знакомимся с миром профессий.Второй этап:«Младший подросток»(5-7 классы; 10-13 лет)Профессия и человек. Профессии моей семьи.Третий этап:«Старший подросток»(7-9 классы; 13-15 лет)Как выбирать профессию. Выбор профиля – первый шаг к выбору профессии.Четвертый этап:«Старшеклассник» (10-11 классы, 15-17 лет) Профессиональное самоопределение и карьера. Профессиональный успех.
У ребят 1-3 классов только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно-полезный труд, в котором участвуют младшие школьники, оказывает определяющее влияние на формирование их интересов. Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен они испытывают огромное удовольствие.Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями.
«Начальная школа» 1 класс.Цели и задачи профориентационной работы в этом классе состоят в формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.
2 класс.
3 – 4 класс Цели и задачи профориентационной работы в 3-4 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.
«Младший и старший подросток» Цели и задачи: продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.Цели и задачи: Оказание психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения обучения в профильных и непрофильных классах. Раскрыть многообразие мира профессий. Способствовать осознанному выбору профиля для продолжения обучения.Сформировать начальные навыки и умения школьников в вопросе профессионального самоопределения.
«Я в мире профессий». 7 класс.Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно;Дать информацию о мире профессий;Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей;Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований,;Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.Урок самопознания и откровенности.Личность.Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе.В человеке все должно быть прекрасно.Жизненные ценности.Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности.Что? Где? Когда?
«Я в мире профессий». 8 класс.Познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;Познакомить школьников с миром профессий;Сформировать мотивацию самоизучения (изучить интересы, склонности и способности);Сформировать ответственное отношение к своему будущему;Способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.Внутренний мир человека и система представлений о себе.Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении.Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессий.Определение профессиональных предпочтений.
Я учусь выбирать. Выбор – 9. Знакомятся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;Изучают собственные интересы, потребности и склонности;Изучают способности к общению и саморегуляции, Определяют тип интеллекта;Диагностика возможностей (анализ результатов успеваемости, результатов досуговой деятельности)
Я учусь выбирать. Выбор – 10, 11» Важной составляющей профориентации является выполнение школьниками творческих практических заданий – профессиональных проб. Они выполняют задачу уточнения избранного профиля и направления дальнейшего обучения и представляют собой деятельность, позволяющую подростку, выполняя конкретные действия, задания, отвечая на вопросы, проверить себя в правильности сделанного выбора.
Работа с родителями. Программа предусматривает проведение в 9-ом классе общего собрания с участием родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога.