Влияние внешних и внутренних факторов на процесс образования студентов Автор: Михайлов НиколайБОУ ЧР СПО ЧЭМКНаучный руководитель: преподаватель высшей категории Коренкова Татьяна Сергеевна
ОглавлениеВВЕДЕНИЕ ………………………………...................................................…...31. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ …..……....42. АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ...53. УЧЕБНАЯ ГРУППА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ……….........………….…...54. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ…....…….....…...…….......65. САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ...........……....….....…...…..76. УЧЕБНЫЙ СТРЕСС……………..………………….....................................87. ВОЗРАСТ СТУДЕНТА……………………….…….......................………….98. ВЫВОДЫ …………………………………….……..........................................9
В современных социально-экономических условиях, когда обществу требуются социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, происходит глубокое реформирование образования. В техникумах и колледжах, и даже в ВУЗах больше внимания уделяется образованию студентов, их обучению, а не самому процессу получения знаний.Получение образования - непростой процесс, и во многом зависит не столько от его организации в данном учебном заведении, сколько от самого студента и его
1. Сущность проблемы получения знаний На успешность обучения студентов влияют многие факторы:материальное положение, возраст, семейное положение;состояние здоровья;уровень доколледжской подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной);мотивы выбора учебного заведения, адекватность исходных представлений о специфике обучения в колледже;форма обучения, наличие платы за обучение и ее величина, организация учебного процесса в колледже, материальная база учебного заведения; уровень квалификации преподавателей;престижность учебного заведения;индивидуальные психологические особенности студентов.
Успешность обучения молодежи, особенно на первом и втором курсах зависит от личностных качеств абитуриентов, их ориентации на учебу и приобретение профессии. Поступая в колледж, первокурсник входит в совершенно новый для него мир.Весь период обучения в колледже предполагает постоянное межличностное общение. Успешность студенческой жизни молодого человека зависит от того, насколько хорошо он смог адаптироваться ко всему новому.
2.Адаптация к условиям обученияв колледже Своевременная адаптация студента к условиям обучения в колледже является предпосылкой для успешной учебной деятельности. Именно на первом курсе формируется его отношение к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя". От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже.
3. Учебная группа обучающегося Учебная группа - это одна из разновидностей малых групп, своего рода ячейка института социализации, в роли которого выступает учебное заведение.Система организации обучения построена таким образом, что учебные группы формируются случайным образом, объединяя в единые коллективы личности, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения и общения, и личностные качества.Учебная группа играет немалую, даже можно сказать, значительную роль в развитии положительных качеств. Чем сплочённее и дружнее группа, тем эффективней она работает на развитие каждой личности.
4. Профессиональная мотивация. Конкурсный отбор абитуриентов в ССУЗы отражает примерно одинаковый уровень общих интеллектуальных способностей (одинаковые способности). На первое место выступает фактор профессиональной мотивации.Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ССУЗе. Если студент правильно оценивает профессию, считает её достойной и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения.
Удовлетворенность профессией обусловлена интересами и склонностями, установками и ценностями личности учащегося, а также особенностями его характера.Низкая удовлетворённость профессией - причина текучести кадров, отрицательных экономических последствий. Высокая удовлетворённость обусловливает и психическое здоровье и высокий уровень профессионализма.Удовлетворённость выбранной профессией зависит от её объективного признания и от субъективного понимания учащимися общественной важности профессии.
6. Самоорганизация студентов Решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности. Нужно задуматься о том, чтобы студент овладел не только всеми данными ему знаниями, но также умел приобретать их в процессе самостоятельной деятельности, осуществляя целенаправленное профессиональное саморазвитие.Для формирования у студентов готовности к учебной самоорганизации необходимы внешнее педагогическое воздействие и внутренний процесс развития готовности к этой деятельности, определяющейся необходимыми условиями, постановкой целей, планированием самообразования, организованным самоконтролем, которые способствуют саморазвитию личности студента как специалиста.
7. Психологические ипсихофизиологическиеособенности студентов Особенности процессов возбуждения и торможения человека выступают в качестве физиологической основы темперамента. Под последним имеется в виду совокупность формально-динамических (силовых и скоростных) характеристик поведения человека, не зависящих от содержания деятельности и проявляющихся в трех сферах: моторике; эмоциональности; общей активности.
Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современных колледжах более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой. Поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди имеющих слабую и инертную нервную систему. Выделяют следующие трудности студентов со слабой нервной системой:длительная, напряженная, ответственная работа;работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно; работа в шумной, неспокойной обстановке;работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя и т.п..
8. Учебный стресс Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении, что препятствует академической успеваемости. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессовых ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение.В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, чаще, как правило, в период сессии. Его в учебном процессе необходимо регулировать. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки. Стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.
9. Возраст студента Если посмотреть на студента как на личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, это возраст становления характера и интеллекта. Студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимальности развития интеллектуальных и физических сил. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности.
Выводы Учебный процесс нуждается в управлении на всех этапах подготовки студента и является одним из основополагающих факторов в повышении эффективности обучения. Постоянный контроль знаний является неотъемлемым требованием в обучении студентов.Любая деятельность, в том числе и учебная, протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигать к намеченной цели.
Результаты ответов опрошенных студентов:
При анализе данных студентами ответов мы пришли к выводу, что ведущими учебными мотивами у студентов являются профессиональные и престижа личности, менее значимы получение диплома о высшем образовании и познавательная деятельность. На разных курсах роль мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив - профессиональный, на втором — престиж личности студента, на третьем и четвертом курсах - оба этих мотива, на четвертом - еще и прагматический. На успешность обучения в большей степени влияют профессиональный и познавательный мотивы. Прагматические мотивы в основном характерны для слабоуспевающих студентов.