Виды консультативной помощи семье
Виды психологической помощи семье По ориентированности По характеру
По ориентированности психологическая помощь может оказываться: Одному члену семьи Брачной или предбрачной паре Семье в целом Родителю или родителям Родителям и детям Ребёнку или подростку 1 2 3 4 6 5
Базируется на гипотезе о недостаточной педагогической компетенции родителей; Консультант выступает в роли специалиста, которому известны проблемы, приёмы и способы воспитания; Педагоги, социальные работники, реже психологи. Педагогическая модель
По характеру психологическая помощь может состоять в: Рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребёнка Рекомендации методов воспитания, обучения Профессиональной ориентации подростков Определении готовности к школьному обучению и выявлении причин трудностей в обучении Осуществлении психотерапевтического и психокоррекционного воздействия 1 2 3 4 5
Педагогическая модель Диагностическая модель Социальная модель Медицинская модель Психологическая (психотерапевтическая) модель Модели психологической помощи семье
Предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения; Цель - выявление причин трудностей в обучении, направление в специализированные учреждения и т.д. Диагностическая модель
Основывается на предположении о том, что семейные трудности – результат воздействия внешних неблагоприятных обстоятельств; Включает анализ жизненной ситуации, рекомендации и непосредственное вмешательство в обстоятельства жизни клиента. Социальная модель
Предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребёнка; Направлена на излечение этой болезни, реабилитацию больных членов семьи, адаптацию здоровых к особенностям больных членов семьи. Медицинская модель
Предполагает, что причины проблем в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи; Включает анализ семейной ситуации клиента, его личности, формулирование «диагноза», который позволит психологу помочь семье, т.е. изменить дезадаптивные механизмы. Психологическая (психотерапевтическая) модель
Структурная модель работы с семьей С. Минухин, Б. Монтальво, Б. Герни, Б. Розман и др. Модель консультирования семьи, основанная на теории семейных систем М. Боуэна М. Боуэн, М. Николе, Д. Ульрих, И. Бошормени-Надь Коммуникационная модель работы с семьей Г. Бэйтсон, П. Вацлавик, В. Сатир, Д. Гриндер и др. Направления семейного консультирования и психотерапии 1 2 3
Основанная на опыте модель работы с семьей К. Витакер, Р.И. Беквар, С. Кох Стратегическая модель работы с семьей Д. Хейли, К. Маданес, М. С. Палаззоли, П. Пэпп Поведенческая модель работы с семьей С. Гордон, Н. Давидсон, С. Кратохвилл, Р. Дрейкурс и др. Направления семейного консультирования и психотерапии 4 5 6
Трансакционная модель психологического консультирования семьи Э. Берн, Т. Харрис Системный подход Б. Хеллингера Адлерианский подход Б.Б. Грюнвальд, Р. Дрейкурс, Г.В. Макаби Направления семейного консультирования и психотерапии 7 8 9
«Идеальная семья» К. Роджерса Гештальподход Ф. Перлз, К. Наранхо, И. Польстер, М. Польстер Отечественный подход А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В.К. Мягер, А.И. Захаров, В.В. Лебединский, Д.Н. Исаев, В.И. Гарбузов Направления семейного консультирования и психотерапии 10 11 12