Василий Шукшин (1929-1974)-прозаик, кинорежиссер, сценарист, актерУчитель: Толстова Т.Н. МОУСОШ №11. г. Хабаровск
На Родине Шукшина
Василий Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали.В 22 года мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. Глухое отчаяние наводило на страшные мысли: отравить себя и детей.
Деревня Сростки
Мать с сыном Васей
Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина. Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Женился он по любви. А как иначе? Ведь вдовую взял, да с двумя детьми. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная. "Второй отец" Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.Так и стал тринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме.
В шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: хотел "выйти в люди". С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме (35 км от Сросток), но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу.Первым местом работы Шукшина стал трест "Союзпроммеханизация", который относился к московской конторе. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, затем - на тракторный завод во Владимир.В апреле 1949 года последовала новая смена рабочего места - на этот раз его отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыне. Именно там (в октябре) его и застала повестка из военкомата о призыве на действительную военную службу.
Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе. Однако прослужить "от звонка до звонка" Шукшину не удалось - в 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка. Вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота комиссовала Шукшина.
В 1953 году Шукшин вернулсяв родные Сростки, а в 1955 году едет покорять Москву
Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: "У вас фактурная внешность, идите на актерский".
Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм...
Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге".
Литературную работу начал в 1956 году публикацией рассказов, которые составили первый сборник "Сельские жители" (1963). Шукшин написал около сотни рассказов, объединенных в сборниках "Там, вдали" (1968), "Земляки" (1970), "Характеры" (1973), "Беседы при ясной луне" (1974); киноповести "Калина красная" (1973) и "Позови меня вдаль светлую" (1975); повести-сказки "Точка зрения" (1974) и "До третьих петухов" (1975); сатирическую повесть "Энергичные люди" (1974), два исторических романа "Любавины" (1965) и "Я пришел дать вам волю" (1971), а также киносценарии и публицистические работы.
Но уже в начале 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина
Василий Шукшин с дочерьми Машей и Олей
В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. "Два Федора" "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими", "Аленка", "Мишка, Серега и я" (все-1962), "Мы, двое мужчин" (1963) "Живет такой парень". и др.
Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках, бесхитростных и безыскусственных. Но уже в самом начале творчества сумел в частном увидеть общее. Обратившись к знакомому, обыденному, он нашел там неизвестное. Он расширил сферу изображаемого в искусстве. Сборник "Сельские жители" - начало. Начало не только творческого пути, но и большой темы - любви к деревне. Для Шукшина деревня - не столько географическое понятие, сколько социальное, национальное и нравственное, где сходится весь сложный комплекс человеческих отношений.
В размышлениях о деревне у автора есть один особый аспект - проблема духовных ценностей. Он много и упорно думает о том, почему деревня не всегда получает настоящую культуру и искусство, протестует против тех, кто создает так называемые "варианты произведения для села":
Движущей силой в произведениях Шукшина являются не внешние события. Сюжет у него только повод, чтобы начать разговор. Потом повод "исчезает", и "начинает говорить душа, мудрость", ум, чувство... Все чаще герои Шукшина задумываются над основами бытия, все чаще обращаются к так называемым "вечным вопросам".
Заставляя своего героя взглянуть на себя, на собственную жизнь, ее нравственное содержание, Шукшин часто предметом исследования берет человека в момент душевного напряжения, сдвига, надлома, когда ему кажется, что силы и жизнь были им растрачены напрасно. Писатель отмечает: "По-разному гибнет душа; у иного она погибла, а он этого и не заметил". Тема эта, когда жизнь человеческая расходуется бездарно, по собственному признанию Шукшина, волнует его необычайно.
Огромное место в художественной системе писателя занимает идея праздника души. Праздник души, по Шукшину, - это какое-то стремление к светлому единению людей, когда вольно и весело всем. Среди человеческих ценностей особенно важна для Шукшина доброта. Он видел в способности чистого сердца к добру самое дорогое богатство: "Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке". В мире героев произведений Шукшина жалость всегда стоит рядом с добром. "Зря все-таки воскликнули: "Не жалеть надо человека!.." Это тоже от неловкой, весьма горделивой позы. Уважать - да. Только ведь уважение - это дело наживное, приходит с культурой. Жалость - это выше нас, мудрее наших библиотек..."
"Радость общения с правдой" - еще один огромной важности принцип писателя. О ней, о правде, он постоянно беспокоился, без нее не мыслил искусства, да и собственной жизни тоже. Для Шукшина-художника нет "плохого фильма", "слабого романа", а есть "лживый фильм", "лживый роман", и именно это качество - ложь - и составляет в них пошлость и слабость. Понятие правды охватывает все сферы жизни писателя в искусстве. Это и уверенность: профессионально - значит, есть правда о человеке. Это и убежденность: "Стыдно, например, "выделывать ногами кренделя", когда народу плохо".
"Калина красная". Работа над ней началась весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском. Как и в "Печках-лавочках", Шукшин в этой картине выступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли.
На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года "Калина красная" была награждена главным призом - первый случай в практике проведения отечественных кинофорумов. Причем жюри специально оговорило свое решение: "Отмечая самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, главная премия фестиваля присуждена фильму киностудии "Мосфильм" "Калина красная".Кроме этой награды, фильм в дальнейшем соберет и целый букет других: приз польских критиков "Варшавская сирена-73", приз фестиваля в Западном Берлине и приз ФЕСТ-75 в Югославии. А самому актеру по опросу журнала "Советский экран" эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года.
В 1969 году В. Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Кино - "искусство быстротечное, а литература - вечное". Проходят годы, одни фильмы приходят на смену другим, а настоящая проза "крепко стоит и долго живет", она "остается жить во времени, в душах людей".
Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясение спросить: "Что с нами происходит?" Не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Он был одержим идеей, которую хотел додумать вслух. И быть понятым. Все усилия Шукшина-художника были направлены к этому. Он считал: "Искусство - так сказать, чтобы тебя поняли. Молча поняли и молча же сказали "спасибо". В последние годы жизни он пришел к окончательному убеждению: "... суть дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго".
Памятник Василию Шукшину