Устное Народное ТворчествоУстное – от «уста – губы, рот»
ПОВТОРИМ 1. Устное народное творчество иначе называется Из какого языка заимствовано слово «фольклор»? Кто является автором фольклорных произведений?Что такое жанр?Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору: а) загадка; б) пословица; в) закличка; г) рассказ.ФольклорИз английскогоНарод ВидРассказ
Работа с таблицей
Что за золото пословицы русские!.. А.С.Пушкин Восстановите верные сочетания частей пословицБез труда –Старый друг –Не рой яму другому –Не плюй в колодец –Хочешь много знать –По одежке встречают,Птица красна перьем,-не вытащишь и рыбку из пруда.надо мало спать.сам туда попадешь.а человек ученьем.лучше новых двух. пригодится воды напиться.а по уму провожают.
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!.. А.С.Пушкин Поговорка – меткое народное выражение,краткое по форме, острое по мысли.Пословица – законченное суждение, а поговорка - только часть суждения.
Рассказ К. Д. Ушинского на пословицу: Вместе тесно, а врозь скучно Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка», а та просит брата, чтобы он не трогал её куклы. Дети расселись по углам и затосковали.Скучно им стало.
Поиграем надоел, как горькая редька
Недоумение – свалился, как снег на голову
К каким случаям жизни можно применить эти пословицы? В камень стрелять – только стрелы терять(Напрасная работа)
Цыплят по осени считают (Результат виден позднее)
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило (Человек без родины не заслуживает уважения)
Старый конь борозды не портит (Опытный человек никогда делу не навредит)
Отличие пословиц от поговорок
Закончите пословицы и объясните их значение
Превратите поговорку в пословицу: С глаз долойНе спеши языком Дружба дружбойВолков боятьсяДелу времяПотехе часИз сердца вонВ лес не ходитьТоропись деломСлужба службой
жанрзагадки
загадки Загадки – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. - Это красное? - Нет чёрное. - А почему белое? - Потому что зелёное.
Отгадай загадку: Скатерть бела весь свет одела.Колючий, а не иголки; круглый, а не мячик.
строение загадок По сходству или различию.2. По названию отдельных частей. Отгадкой будет целое:красное коромысло над рекой повислоВ брюхе баня, в носу решето,на голове пуговица.
3. В форме вопроса:Кто в лесу без топоровстроит избу без углов?Летит- воет,сядет- землю роет4. Указывается действие, а тот , кто его производит, и есть отгадка:
Сочиняем загадку вместе Сходство всех видов загадок в их построении: 1 часть – вопрос 2 часть - ответ В использовании художественных средств:Сравнение. Например, в загадке «Голубой шатер весь мир накрыл» небо сравнивается с голубым шатром.Противопоставление (антитеза). Например загадка о яйце: «Из живого – мертвое, из мертвого живое»Отрицание. Таких загадок очень много. К примеру о молоке: «Не вода, а жидкое, не снег, а белое»
Последовательность этапов сочинения загадки Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).Для наглядности в начальный период обучения рекомендуется использовать опорные схемы: загадки по признакам: какой? что такое же? HO НEзагадки по действиям: что делает? что делает то же действие? HO НEзагадки по ассоциации: на что похоже? чем отличается? KAK A НE
Сочиняем загадку вместеЗагадка-иносказаниеОпределить признаки ландыша:душистыйс белыми цветамина одном стебельке сразу много цветов.2. С чем можно сравнить цветки ландыша? (с белыми горошинами, шариками, фонариками, бубенчиками).3.Сравним цветы с горошинами: белые, душистые). Запишем первую строчку:Белые душистые горошки4. На что похож стебель? (тонкая нитка, ножка зеленого цвета, на ней висят горошины). Запишем вторую строчку: Висят на зеленой ножке
Сочиняем загадку вместе Загадка-иносказаниеГриб-мухомор – крупный, нагнулся под тяжестью своей шляпки. Он уже давно вырос, ему тяжело стоять, значит, этот гриб – старожил леса, или «старичок». С чем можно сравнить его шляпку? с колпачкомВот загадка почти и сложилась:Стоит в лесу старичок,Надел красный колпачок.
Сочиняем загадку вместеЗагадка-описаниеПеред вами горные реки.1. Подберите глаголы,характеризующие движение реки:бежит, катится, шумит, несётся2. Кончается ли когда-нибудь поток реки?Вот и снова родилась загадка:Бежит – бежит, шумит – шумит, а всё никак не вытечет.(Река.)
Творческий практикум. Придумай загадку про слона, используя сходство и различие или в форме вопроса.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу нужно найти ответ2. Мудрое изречение, в котором заключен опыт всего народа3. Песни, под которые укачивают младенца4. Ритмические разы или стихи, в которых повторяются одни и те же звуки 5. Шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребенком6. Образные выражения, точно описывающие какую- либо ситуацию или свойство человеческого характера, не имеющие завершенности ЗагадкаПословицаКолыбельныеСкороговоркиПотешкиПоговорки
определите жанр 1.Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, Мышек по углам искать.2. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!3. Ленка- пенка, Голая коленка, Пошла через мостик, Потеряла хвостик.
определите жанр 4. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли- люли, стояла, Люли- люли, стояла, и т. д. 5. Из-за леса. Из- за гор едет бабушка Егор. Скрюченные ножки, в поясе сапожки, А на этих ножках скрюченная кошка, На бабкиных ручках тапочки и брючки, А на скрюченной лошадке две ободранные шапки.
Фольклор – энциклопедия народной жизни 1. В произведения устного народного творчества отразилась вера народа в лучшее, в силу добра и справедливости. 2. Единственным автором произведений фольклора является народ. 3.В устном народном творчестве – мудрость народная. 4. Очень многие сюжеты и мотивы фольклора легли в основу литературных сочинений известных русских писателей и поэтов.
Какие художественные особенности являются общими для всех жанров детского фольклора? Четкий ритм.Небольшой объем.Смысл песенки- не главное, главное – звучание.Воспитательный, поучительный смысл обязателен.Песенки смешные, комичные.В песенках заложено действие: покачивание, приплясывание, хоровод.Каждый жанр имеет свои отличия.
Домашнее задание Творческое задание: сочинить загадку, песню.Подготовить проект по теме «Детский фольклор» (1-3 человека в группе)
На заданную рифму придумай колыбельную. Баю-баю, засыпай, закрывай, не мешайЛюли- люли, гули, уснули, заглянулиТишь, малыш, скрипишь, спишь