Методическая разработка учителя русского языка и литературы МОУ «Заволжская СОШ» Булатовой Татьяны Викторовны.Тверская область, Калининский районАпрель 2010г.Урок с использованием ИКТ на основе модульной технологии. Глагол как часть речи.Грамматические и морфологические признаки глагола.
Пояснительная записка. Опыт работы в классах развивающего обучения по системе Л. Занкова позволяет мне обоснованно утверждать, что, учитывая возрастные особенности 5-классников и уровень их подготовки по предмету «Русский язык» в начальной школе (стандартные программы), считаю оправданным использование уроках русского языка опережающего обучения на основе модульной технологии, так как :Формируется базовый уровень теоретической подготовки по предмету.Формируется целостное представление о грамматических и морфологических категориях самостоятельных и служебных частей речи.Развиваются умения анализа и синтеза предлагаемой учебной информации. У филолога есть возможность гибко планировать распределение часов на изучение тематического учебного материала
Цели: Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками глагола.Развивать навыки выделения глаголов из речи и определять их грамматические и морфологические признаки.Формировать умения выделять главное, сопоставлять, обобщать.Воспитывать интерес к русскому языку.
Модули
Допиши предложение:Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.
Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще.В словаре Даля: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».Глаголы называют различные действия: Действия, связанные с трудовой деятельностью человека: рубить, копать, вязать.Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью человека: наблюдать, решать, воображать.Действия, называющие перемещения и положение в пространстве: стоять, лежать, идти.Действия, называющие различные состояния: грустить, болеть, спать.Действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, пахнет.
Морфологические признаки глагола. Вопрос.Грамматическое значение.Н. Ф.(инфинитив) Постоянные признаки.Непостоянные признаки.Синтаксическая роль в предложении.
Инфинитив. Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом.Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие.Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти: играть, нести У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг.Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти: Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы -а, -и, -е, -ова, -нуИнфинитив имеет следующие грамматические свойства: возвратность и невозвратность
Возвратные и невозвратные глаголы Запиши глаголы в 2 столбика: возвр. невозвр.Решает, ненавидит,слышится, влюбиться, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит. – Выполни морфемный разбор записанных глаголов.
Виды глаголов.Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида Говорит – несоверш. в. – заговорит – соверш.в. – Запиши глаголы в 2 столбика:Поклонился, положил, загорает, запирать, освещать, решает, ненавидит, слышится, влюбится, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит
Наклонение глагола Глаголы изменяются по наклонениям: Изъявительное наклонение: все времена глагола: скучает, задумал, поможет, проснулся, подумай.Повелительное наклонение – побуждение к действию : - Запиши глаголы, указанные выше, в повелительном наклонении. Условное наклонение – действие может произойти; употребляется с частицами бы- б:- Запиши глаголы, указанные выше, в условном наклонении.
Разноспрягаемые глаголы.Глаголы хотеть и бежать и образованные от них глаголы называются разноспрягаемыми.– Проспрягайте данные глаголы в ед.ч. и мн. ч.
Безличные глаголы. Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица. В предложении безличные глаголы всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего.– Выполните синтаксический разбор предложений: Сирень хорошо пахнет. В саду пахнет сиренью.К вечеру подморозило.Потеплело с приходом весны. Светает.
Итог изучения темы «Глагол». Что нового о глаголе вы узнали сегодня на уроках?Напишите сочинение-миниатюру (8-10 предложений) по теме : Для чего нам нужен глагол…»
Домашнее задание. Выучить составленную на уроке «памятку».Выполнить морфемный, морфологический разбор слов: задумался, старался бы, выучи.Презентации. Попробуйте дома сочинить стихотворение, используя только глаголы и служебные части речи. Определите синтаксическую роль этих глаголов.Дополнительно: на «5»Найдите самые «длинные» глаголы в русском языке.