История и личность032301.65 «Регионоведение»ИМОСТ, кафедра МОЗРПетрова Наталья Владимировна Тема 11. Тибетский ламаизм и его учение о перерождении человека
Цели и задачи лекции Цель лекции – сформировать у студентов следующие умения:Определение религиозных теченийВладение религиозной терминологиейЗадачи лекции – ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями тибетского ламаизма, а также дать историко-культурологическую характеристику основателя данного учения.
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения данной темы Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе.Адекватное восприятие представителей других культур и традиций.Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
Содержание Ключевые понятияУчебный материалРекомендуемая литература
Тибетский ламаизм — региональное направление в буддизме, характерное для Тибета и прилегающих областей Гималаев.Тибет (кит. 西藏, Сицзан, тиб. བད་, Вайли: bod, произношение (лхасский диалект): бё) — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. Перешёл под контроль Китая в 1950 году после победы под Чамдо. Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народ.Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник, включающий традиции Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны..
Сложился в XV в. путем сложения местных обычаев и буддизма.Сильное влияние оказывают монастыри – в них сосредоточена вся духовная и светская власть, поскольку при монгольских правителях Китая сумели договориться о фактической автономии Тибета.Крупные монастыри основаны богатыми семьями и поддерживаются ими.
Крупные монастыри Тибета Монастырь Шалу. Основан в 1040 г.Монастырь Сакья. Основан в 1073 г.Монастырь Цурпу. Основан в 1189 г.
4 благородные истины Будды верны.Реальность – это иллюзия, что нужно понять через интуицию.Учение Будды нельзя принимать на веру, его надо осознать.Познание должно быть соединено с образом жизни.
Всё связано со всем, ничто не имеет постоянного существования.Всё существующее есть причина и следствие страдания и неразрывно связано с ним.Все вещи и идеи на самом деле лишены существования, взаимно связаны друг с другом и в результате пусты.Состояние за пределами иллюзорного мира – нирвана.
Есть 2 способа:1. Существует группа текстов, известных как «Праджняпарамита», или «Сутры совершенства мудрости», и самой известной из этого цикла является «Сутра сердца», описывающая взаимоотношения между пустотой и всем, что существует в нашем мире. Эта сутра утверждает, что форма есть пустота, а пустота есть форма. Все, что мы видим и ощущаем в мире, не имеет под собой устойчивой основы, хотя в момент восприятия и кажется нам существующим. Когда мы признаем абсолютную пустоту и постигаем временную природу нашего бытия, мы осознаем буддийскую логику освобождения.
2) Тантрическая практика – трансформация эмоций путем использования их энергии. Тантры разделены на классы и подклассы. В разных школах они различаются. Практика чувствования идам (божество данной тантры).
Туммо – повышение температуры тела.Иллюзорное тело.Практика контроля над сном.Практика Ясного Света.Пова – выход сознания из тела.Бардо – промежуточное существование.
Обеты Обеты для монаховЦеломудрияВоздержание от мяса и алкоголяУстремления к ПросветлениюВоздержания от причинения злаДеятельности во благо всех живых существОбеты мирянОбеты для мирянНе убиватьНе крастьНа лгатьНе прелюбодействоватьНе пьянствовать
Рекомендуемая литература Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного [Текст] / Е. А. Торчинов. - СПб. : Азбука-классика : Петербургское Востоковедение, 2005. - 480 с.Туччи Дж. Религии Тибета/Дж.Туччи. – СПб.: Свет-ПРЕСС, 2005. – 279 с.
Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.