Стиль воспитания - причина возникновения невроза
Воспитание и обучение Семейные конфликты Биологическая основа
Неприятие –отсутствие любви к ребенку рождение ребенка было нежелательным ребенок сильно разочаровал родителей мать не созрела для трудностей материнства ребенок - препятствие для устройства личной жизни Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, тревожиться. Невнимательность Жесткость Избегание контактов В ребенке все раздражает его все время ругают На ребенка не обращают внимания Устраняются от его воспитания
Влияние на развитие ребенка рождает в ребенке страх приводит к неприятию родителей формирует склонность к бурным сценам протеста, с «двигательной бурей», с потерей самоконтроля подталкивает к демонстративным попыткам самоубийства делает равнодушным к другим Черты характера: Эгоистичность Лживость Манерность Склонность всегда и во всем обвинять других Пассивность Апатичность Неуверенность в себе
Гиперсоциальный - излишняя требовательность Дети должны быть у всех Желание удержать мужа Брак по расчету Не хочу ребенка, такого, какой есть – буду любить при условии – стань таким-то! критика придирчивость отсутствие похвал ребенка не берут на руки кормят строго по часам (когда и есть не хочет) с ним занимаются, несмотря на его полное нежелание заниматься именно этим и именно в это время Основное для таких родителей – чтобы «ребенок вышел в люди», чтобы у него было не хуже чем у других
Влияние на развитие ребенка ребенок живет как робот, автоматически для него всё теперь только белое и черное эмоционально сдержан сориентирован на то, что скажут или подумают, как оценят его поступки другие неуверенность в себе предпочитают проводить время вне дома
Чрезмерная опека - ребенка любят не в радость ему и себе Единственный Болезненный Для себя Все сделаю для ребенка посвящу ему жизнь, ребенок весь мой интерес! Чрезмерные поблажки Ограничения свободы Тревожно следят за учебой Стремятся обезопасить его будущее Слепая неразумная родительская любовь, забивает ребенка куда хуже, чем розги. П. Лесгафт
Влияние на развитие ребенка рождает в ребенке инфантилизм формирует тревожность формирует склонность к мнительному восприятию естественных трудностей, отношений со сверстниками, школьной действительности делает его не самостоятельным, нерешительным становиться робким, ранимым и обидчивым, мучительно неуверенным в себе.
Эгоцентричный – формирование «кумира» Перенос своего отношения к миру Для себя Единственный Ребенку, навязывается представление о себе как о сверхценности: он кумир Интересы окружающих при этом игнорируются, приносятся в жертву ребенку Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно Желания предугадываются Нет ограничений, режима, дисциплины, понятия «нельзя».
Влияние на развитие ребенка Он не приучился понимать интересы других, ждать своей очереди Не переносит малейшие лишения Агрессивно воспринимает любые преграды Он расторможен, неуступчив Со сверстниками терпит неудачу. Его не хотят признать кумиром. Черты характера: Эгоистичность Лживость Манерность Склонность всегда и во всем обвинять других Агрессивность Упрямство Болтливость Истеричность
Любовь и принятие Желанный Гармоничные отношения в семье Безоценочное отношение Безусловное принятие ребенка Ребенок – это центр моих интересов. нежность терпимость контакты совместные занятия
Влияние на развитие ребенка Чувство безопасности Адекватная самооценка Психологический тыл Черты характера: Оптимизм Жизнелюбие Доверие к окружающему миру Уверенность в себе
Результаты анкетирования учащихся по выявлению дето-родительских отношений
Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
Распределение ответов учащихся 2-х классов
1. Как часто тебя наказывают? 2. Кто чаще всего тебя наказывает?
3. Что может послужить поводом для наказания? Плохое поведение – 23% Непослушание – 20% Учеба – 20% Бью сестру, брата – 9% Порча предметов – 7% Кошка – 7% Плохая уборка – 5% Долго играю в компьютер – 2% Из-за подруги – 2%
4. Боишься ли ты наказания? 5. Что предпринимаешь, чтобы избежать наказания? Прошу прощение, извиняюсь – 36% Ничего – 20% Стараюсь исправить своё поведение – 14% Делаю то, что скажут родители – 9% Говорю правду - 5% Хорошо учусь – 5%
6. Как часто тебя поощряют? Часто – 62 % Редко – 32 % Только за «5» - 2 % Никогда – 4 % 7. Как тебя поощряют? Что-то дарят, покупают – 39 % Хвалят, говорят хорошие слова – 25 % Нет ответа – 18 % Разрешают играть в компьютер – 7 % Вместе проводим время – 7 % По - всякому – 5 % Никак – 5 %
Я люблю когда родители…. вместе со мной – 33% ко мне хорошо относятся, хвалят – 20% добрые, в хорошем настроении – 13% покупают подарки – 13%
Я не люблю когда родители…. на меня кричат, ругают, злятся -42% ссорятся, ругаются – 35% не обращают на меня внимания, забывают о моей просьбе – 11% не разрешают идти к друзьям – 4% заставляют мыть посуду – 2% не покупают книжки – 2%
Я обижаюсь, если…. меня обзывают, ругают, кричат, ударят – 27% что-то не разрешают – 16% родители уходят, не берут с собой – 7% родители мне не верят – 7% не замечают – 7% получаю двойку - 4% меня не понимают - 4% родители ссорятся – 4% друзья предают – 4%
Советы родителям Планируйте как вы будете воспитывать своих детей Проявляйте и будьте последовательны в требованиях, поощрениях и наказаниях Будьте справедливы в оценке его действий Говорите со своим ребенком Не оставляйте его один на один со своими переживаниями и сомнениями Уважайте в ребенке человека, не оскорбляйте и не унижайте его Не пытайтесь делать виноватыми других людей. Любите своего ребенка, несмотря ни на что!
Литература