9 апреля Мастерская-импровизация Создание энциклопедии семейных праздников, родственных хитросплетений, хранителей домашнего очага.
СТОРОНЫ СВЕТА УГЛА ДОМА СТИХИИ ПРИРОДЫ
Родственные хитросплетения
Загадка Шли муж с женой, брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех?
Хранители семейного очага
Хранители семейного очага
Покровитель двора, помощник домового. Подношения – хлеб с солью этому мохнатому дедушке приносят на вилах и оставляют в яслях. ДВОРОВЫЙ
Голый старичок с радужными глазами, который обитает в нетопленой бане и исчезает, едва там начинают париться. БАННИК
Древний бог очага, хранитель земельных владений. Очаг и теплая изба – место его обитания. Его изображение – деревянная чурка. ЧУР
Злой домашний дух в виде деревянной или тряпичной куклы. По ночам пугает хозяев стуком, треском, одним словом – чудит. ЧУДИНКО
Покровитель дома, добрый дух. Его называют «хозяин». 7 февраля на Ефрема Сирина его кормят кашей. ДОМОВОЙ
Этот дух живет в овине. Голова у него с кулачок. Нос длинный и вертлявый – словом, похож на кукиш. ШИШ
Вечерний дух в образе доброй старушки с ласковыми руками. В сумерках бродит под окнами, а когда стемнеет приходит к детям, закрывает им глаза, гладит их по голове. ДРЁМА
Поместья мирного незримый покровитель Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье,лес,и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель. А.С.Пушкин «Домовому»
Праздники и радости
РОЖДЕСТВО
МАСЛЕНИЦА
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
ПАСХА
ТРОИЦА
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ - родительский дом.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ Где бы мы ни были, но по-прежнему Неизменно уверены в том, Что нас встретит с любовью и нежностью Наша пристань — родительский дом. Припев: Родительский дом — начало начал, Ты в жизни моей надежный причал, Родительский дом, пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет! Если вдруг мы с тобою когда-нибудь Позабудем родительский дом, То не стоит искать оправдания- Оправдания мы не найдём. Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись. Мы пред ними в долгу неоплаченном. Помни свято об этом всю жизнь!
«Лето Господне » и «страна Кустодия» Параллели в творчестве И.С.Шмелева и Б.М.Кустодиева
-И «страна Кустодия», и Россия Шмелева сотворены по одним и тем же законам. -Их творчество объединяет не просто внешнее сходство образов, сюжетов, а глубокое духовное родство, ретроспективность изображения лежит в основе их произведений. -Если открыть оглавление «Лета Господня» и перечислить названия полотен Кустодиева, то будет ясно, что в основе хронотопа их творений – русский месяцеслов. «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» - картины Кустодиева. Действие романа Шмелева также движется по кругу: от Великого поста к масленице, после которой снова – Великий пост. В центре внимания обоих художников Праздник как концентрация, смысл народной жизни.
Обратимся к картинам Б.М.Кустодиева и сопоставим их с фрагментами из романа И.С.Шмелева «Лето Господне».
Какой же великий торг! Широкие клетушки на санях, - все клюква, клюква, все красное. А вот капуста. Широкие кади на санях, кислый дух. Золотится от солнышка, сочнеет. А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным. Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут. Везде – баранка. Высоко, в бунтах. Манит с шестов на солнце, висит подборами, гроздями. - Ешь, Москва, не жалко!.. («Постный рынок » )
Белый собор сияет. Золотые кресты сияют – священным светом. Все в золотистом воздухе, в дымном – голубоватом свете: будто кадят там ладонном. Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы…и дымные облачка за ними, и эта моя река, и черные полыньи, в воронах, и лошадки, и заречная даль посадов…- были во мне всегда. ( «Постный рынок »
Голубчики мои, ро-димыи…еще чуток, еще!..накры-ы-ли-и…отбили Галочку!..Вот те Христос, от-били!.. Неужели отбили Галочку?!. А я и не видал…радость такую…отбили Галочку! Я будоражно одеваюсь, путаю сапоги, - нет, так и не поспею. Все на дворе кричат: «Галочку отбили!.. семерых накрыли!..» Слышу голос отца: «Свалишься, старый хрыч! Сейчас слезай, а то за ворот сволоку!..» И Горкин залез на крышу! Такая у него слабость к голубям, себя не помнит. (« Радуница » )
Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие речи, синеватые волны чада, в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось- «масленица»? ( « Масленица» )
Показательно, что из стана критиков по адресу и художника, и писателя раздавались одинаковые упреки: а была ли «страна Кустодия» или Россия Шмелева? Один из критиков назвал Шмелева «Почвенником – фантазером», сам писатель говорил так: « Я сказку былого себе сказывал…» Кустодиев же говорил о своем творчестве так: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Они производят впечатление действительной жизни, которую я , однако, никогда не видел и которая никогда не существовала» . Да, конечно, Кустодиев и Шмелев отобразили праздничную, идеальную, чаемую Россию, а И.А.Бунин, например, видел её совсем иной. У нас же есть возможность выбора: Россия Кустодиева, Шмелева, Левитана, Чехова, Некрасова, Блока, Набокова…
Презентация подготовлена учителем высшей категории МБОУ «Лицей №2»г.Протвино Победителя конкурса «Педагог года 2009» в номинации «Педагогическая перспектива»Цедерштрем.Н.В.