Все люди говорят ЭТО... Роль жаргонизмов в жизни человека
Основополагающий вопрос:Можно ли утверждать, что язык - "живой организм"?
Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные. Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости… В.ПолторацкийКак вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?Ученики высказывают свои версии.
Вопросы учебной темы: 1. Что такое ЖАРГОНИЗМЫ?2. Можно ли, общаясь на жаргоне,понять друг друга?3. Для чего необходимо изучатьмалоупотребительную лексику?
ГипотезыМы предположили, что употребление жаргонов в речи свидетельствует о низкой культуре человека.Жаргонные словечки характеризуют говорящего. Жаргонная лексика засоряет и огрубляет нашу речь. Жаргонизмы делают нашу речь богаче и выразительнее. Жаргонизмы необходимы, чтобы общаться на «своем» языке и отличаться от взрослых. Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно. Жаргонную лексику учащиеся используют не только в общении между собой, но и с взрослыми.
Чтобы доказать ЭТО, мы решили...Опросить детей и взрослых в школе и на улице, какие слова они используют в своей речи.Понаблюдать или смоделировать ситуацию речевого общения между детьми и взрослыми, между одноклассниками.Составить мини-словарь по толкованию жаргонизмов.Найти высказывания представителей культуры и науки об использовании жаргонов в речи.Сделать вывод о целесообразности использования жаргонизмов.
Мы опросили и узнали, что...Основу нашей лексики составляют общеупотребительные слова.Наши дедушки и бабушки, живущие в деревне, используют диалекты.Наши мамы и папы на работе употребляют профессиональ-ные слова.И все мы вместе иногда употребляем жаргоны.
жаргонизмы (арготизмы)Слова, употребляемые в речи определенных социальных групп (школьники, студенты), профессиональных групп (летчики, моряки,водители), занятий (музыка, компьютер)СЛЕНГ - молодежный язык
Результаты опроса мы представили в виде диаграммы:
Мы понаблюдали за общением ребят в классе, на улицеи вот, что мы услышали:Испуганный Димка выскочил из класса, где дети сдавали экзамен. Его закидали вопросами:Ты завалил?Замётано.А что делает Сам?Режет всех подряд.А Русалка?Топит.А этот, их ассистент?Засыпает. Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.А Васька?Плавает на шпорах…
В анкету были включены следующие задания и вопросы:1. Перечислите известные вам жаргонные слова.2. Подчеркните те жаргонизмы, которые вы употребляете в своей речи.3. Для чего вы их употребляете в своей речи?А) модно, современноБ) для связи словВ) делают речь понятнееГ) что-то другое4. Могли ли вы обойтись без них?А) даБ) нетВ) не думал об этом5. Старайтесь ли вы обойтись без них?А) даБ) нетВ) не думал об этом6. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?А) даБ) нетВ) не думал об этом7. В каком кругу вы используете жаргонную лексику?А) в кругу друзейБ) с родителямиВ) с учителямиГ) что-то другое
Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников жаргонизмы:Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, халява, крышка. Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.
Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил. Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак. Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка. Деньги: бабло, капуста, зелень. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.
По результатам опроса:12 учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей;25 считают, что это модно, современно;36 нуждаются для связки слов;27 уверены, что жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов.
Мы составили словарик... школьного жаргонаУчилка – учительница.Домашка – домашняя работа.Кумпол, тыква – голова.Оттянуться, оторваться – отдохнуть.Тащиться – восхищаться.На бетоне – не реагировать.Потрещать – поговорить.Шнурки в стакане – родители дома.Лопатник –кошелёк.Тормоз – отсталый.Не кроши батон – не обманывай.Балдёж – удовольствие.Слинять – сбежать.
и словарик папы Васи Иванова (компьютерщика)Резать – записать какие-либо данные на компакт-диск.Мыло – электронная почта.Болванка – пустой компакт-диск.Ослик полетел – перестала работать программа Internet Explorer.Аська тормозит – плохо работает программа общения в компьютерной сети.Винт – жесткий диск.Комп – компьютер.Клава – клавиатура.Кэш – сверхбыстрый буфер для хранения данных.Лэптоп – портативный компьютер, можно переносить как небольшой чемоданчик.Флоп – гибкие диски (дискеты) и дисководы для них.
а также словарик мамы Саши Петрова(работает на телевидении)Картинка – снятый оператором видеоряд без закадрового текста.Синхрон – прямая речь человека, ставшего участником событий.Дать в ухо – сказать что-то ведущему по скрытой радиосвязи.Коры – телекорреспонденты.Звучки – звукооператоры, звукорежиссеры.Вожак – продюсер.Ладушки – аплодисменты зрителей, которые снимаются отдельно.Цифры – рейтинги.Сбитый летчик – ведущий, который раньше был очень популярным, а потом пропал с экрана.
В данной работе мы попытались рассмотреть происхождение данных жаргонизмов: 1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища);2.Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) – крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) – тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е листья липы) – липовый (фальшивка, подделка);3. Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) - крутой, бездник, безник (из английского языка) – день рождения, стрит (из английского языка) – улица, мен (из английского языка) –парень;4. Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер); 5. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.
Авторитетное мнение:«Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений», - утверждал А.С. Пушкин.«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни», - считал Д.И. Писарев.«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Л.И. Скворцов.
Выводы: 1. Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к «модным словечкам». 2. В своей среде учащиеся пользуются жаргонными словами, в общении же с взрослыми, в официальных ситуациях переходят на литературный язык.3. Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи.4. В речи учащихся много слов- арго (речь низов общества, уголовного мира: воров, мошенников). Поэтому язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество.5. С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску.6. Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь.
«Согласен – не согласен»Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг другу или к учителю с тезисами, которые можно принять или оспорить, например:Я утверждаю, что слова ограниченного употребления, особенно жаргоны, засоряют литературный язык.Согласен. Сейчас особенно в речи молодых людей очень много жаргонов, которые пришли из воровского и даже тюремного арго. И некоторые молодые люди заимствуют не только воровские слова, но и правила поведения профессиональных преступников.Я утверждаю, что увлечение жаргонами – это просто речевая забава или игра, которая пройдет с возрастом.Не согласен. Потому что жаргонные слова для многих молодых людей, к сожалению, не просто игра, а средство выражения мыслей и чувств. Увлечение жаргонизмами не проходит бесследно. Человек настолько привыкает к ним, что и в зрелом возрасте употребляет такие слова.
Итак, мы поняли, что...Жаргоны в своей речи используют многие люди (школьники, студенты, профессионалы и т.д.).Не всегда употребление жаргонных словечек отрицательно характеризует человека и свидетельствует о его низкой культуре.НО… Чтобы вас понял каждый человек, жаргоны в своей речи лучше не использовать.
Рефлексия Узнали, откуда происходят жаргонизмы; уяснили причины, по которым жаргонные выражения используются в подростковой и молодёжной среде; поняли, что они засоряют речь, снижают культуру речи; пришли к выводу, что речь культурного, образованного, интеллигентного человека должна быть красивой, образной, богатой, свободной от жаргонизмов, брани.
Домашнее задание Задается на выбор: повторить теоретический материал по теме; написать синквейн; составить обобщающую схему-кластер по теме.
Спасибо за внимание