Роль психолога при работе в различных медицинских учреждениях (психолог и медик: точки взаимодействия) А.А.Коваль-ЗайцевМГППУ, ф-т КСПКафедра нейро- и патопсихологии
Формы взаимодействия психологов и медиков в различных учреждениях Работа психолога в условиях поликлинического звена (на примере работы в женской консультации)Работа психолога в условиях соматической клиникиРабота психолога в условиях психиатрического стационара
Работа психолога в условиях поликлинического звена медицинской помощи (на примере работы в женской консультации) Цели направления женщин к психологу : Помощь в разрешении и предотвращении конфликтных ситуаций (в семье, на работе и т.д. ) Помощь в выработке стратегии поведения в необычной ситуации. Коррекция :психосоматических отклоненийэмоциональной сферы (депрессивные состояния, неустойчивость настроения, невротические реакции).устранение страхов и фобий различного генеза.Выявление причины и роли психогенного фактора в состоянии пациентки.
Работа с пациентками в ходе психологической консультации Конкретизация запроса на помощьСоздание мотивации на помощьПоказать возможные «плюсы» и «минусы» работы с психологомДополнительный сбор анамнеза и диагностикаКоррекционная работа
Технические проблемы Осуществление обратной связи: устное обсуждение или написание заключения под возникающие запросыКонфиденциальность информации
Знания, необходимые психологу Медицинские знания- общие сведения о перинатальном развитии плода, о физиологических особенностях протекания беременности - для более глубокой оценки состояния пациентки и возможности вести полноценный диалог с врачом; Психологические знания: владение знаниями теоретической и экспериментальной клинической психологии и ее разделов – для дифференциальной диагностики малоизученных психологических феноменов, возникающих во время беременности и после родов и адекватной индивидуальной терапии.
Навыки, необходимые психологу Опыт ведения психокоррекционной работы, компетентность при оказании помощи в случае посттравматических расстройств (например, при потере ребенка); умение работать с разного рода страхами (страх роженицы за свое здоровье, за здоровье ребенка, перед родами и др.); начальный опыт групповой работы для создания в палатах отделения благоприятного психологического климата. навыки в области семейной психологии и психотерапии;свободная ориентация в литературе по данному вопросу (в особенности научно-популярной и периодической).
Работа психолога в условиях соматической клиники (модель «взаимодействие-прикрепление») Определение индивидуальной клинической модели болезни пациентаСоздание дифференцированного алгоритма поэтапной тактики оказания медицинской помощи в зависимости от индивидуальной клинической картины болезни.
Трудности, возникающие во взаимодействии врача и медицинского психолога Врачи клиницисты считают, что освобождение или усиление тревоги в ходе психотерапии, приведет к подрыву позитивного эффекта лекарственного лечения. Медицинские психологи видят проблему в другом: редукция тревоги, быстро достигаемая за счет психотропной терапии, приводит к избеганию личностной активности вообще и активной роли пациента в процессе психологической коррекции и психотерапии в частности.
Модель «взаимодействия – прикрепления» Работа медицинского психолога с соматическими больными с коморбидными психическими расстройствами, осуществляется в сотрудничестве с лечащим врачом, совместно обсуждаются :жалобы, особенности анамнеза больного предлагаемый режим психотерапевтического или фармакологического лечения больногоИтог сотрудничества включен в дальнейшую работу врача. Лечение касается как соматической, так и психической сферы Возможны повторные консультации психологом тех же больных и повторные собеседования с врачом-интернистом. Модель позволяет преодолеть недостаточную осведомленность врачей-интернистов в области медицинской психологии/психиатрии, а также снизить потребность здравоохранения в специалистах психологах/психиатрах.
Модель «взаимодействия – прикрепления» Модель позволяет: преодолеть недостаточную осведомленность врачей-интернистов в области общей и медицинской психологии, снизить потребность здравоохранения в специалистах психологах/психиатрах.
Работа психолога в условиях психиатрического стационара Решение вопросов дифференциальной диагностики посредством: индивидуализированного экспериментального подхода с опорой на системный качественный анализ Квалифицированного использования математических методов обработки, где это необходимоприменения качественных и количественных методов оценки.
Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов Задачу психологического обследования может определять врач психолог конкретизирует ее по основным вопросам или ставит собственную задачу в рамках других видов деятельности (научной, коррекционной и т.п.)
Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов Выделяют типы взаимодействия:В рамках специализированного экспериментально-психологического исследования какого-либо определенного психического процесса (памяти, мышления, восприятия и т.п.) у аномальных детей. При обычном диагностическом патопсихологическом обследовании детей, больных шизофренией с определенным набором расстройств (какой-либо фиксированный синдром, наличие сопутствующих расстройств и др.).
Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов При динамическом (в том числе катамнестическом) экспериментальном наблюдении детей, впервые заболевших, или имеющих определенный тип и тяжесть течения заболевания. Совместный анализ индивидуальных сложных случаев (в виде мультидисциплинарных консилиумов). Отдельные типы взаимодействия, их сочетание в совместной работе над проблемой специфики проявлений психического дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте.
Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов Комплексный тип взаимодействия специалистов дети с патологией влечений –синдром патологии влечений (разного генеза), выявляется свой набор верифицируемых клинико-психологическими методами нарушений психического развития (снижение уровня обобщения, личностные особенности). дети с циклотимоподобными расстройствами по большинству характеристик укладываются в рамки индивидуальных различий, важно, что особым образом знаком, соответствующим аффекту, окрашены все психологические параметры деятельности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!