Региональный компонент ПРОЕКТ Предлагаем для обсуждения проект регионального компонента, включаемого в содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Принцип развивающего обучения; Принцип научной обоснованности и практической применимости; Принцип полноты, необходимости и достаточности; Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; Принцип интеграции образовательных областей; Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Принцип решения программных задач в совместной деятельности взрослого и детей; Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Темы Мой город – Элиста Дикие животные степи. Заказники и заповедники Калмыкии Водоемы Калмыкии. Традиция освящения воды Дикие птицы степи. Заказники и Заповедники Калмыкии Кибитка. Внутреннее убранство кибитки Домашние животные. Зима В Калмыкии Зул Цаган Сар Национальная одежда и обувь Моя Калмыкия. Символы Калмыкии (герб, флаг, гимн) Осень в Калмыкии Весна в Калмыкии Профессии людей, живущих в Калмыкии Традиции и обычаи калмыцкого народа Степь Семья. Моя родословная Растения степи. Красная книга. Заказники и заповедники. Профессии людей, охраняющих природу Национальные виды спорта Блюда калмыцкой кухни Национальная посуда Наши защитники
ТСО Беседа Чтение художественной литературы, рассказывание Рассматривание иллюстрации, репродукций Сюжетно-ролевые, творческие игры Дидактические, развивающие игры Опытно-экспериментальная деятельность Моделирование, макетирование Театрализация Подвижные игры Проблемные ситуации Экскурсии, целевые прогулки Коллекционирование Слушание, пение Изобразительная, художественно-творческая деятельность Импровизационные, имитационные движения Проекты Составление описательных, творческих рассказов Игровые ситуации Выставки Викторины, конкурсы Работа с родителями
Дикие животные Младшая группа Дать представления о диких животных, обитающих в степи (степной еж, заяц, волк, суслик). Развивать речь, творчество. Воспитывать любовь к природе родного края. Средняя группа Дать представление о диких животных (хомяк, корсак, сайгак), расширить знания детей о внешнем виде, повадках, приспособлении к среде обитания (степь). Развивать внимание, память, мышление. Вызвать интерес к обитателям степи. Развивать исследовательские навыки. Воспитывать любовь к родному краю Старшая группа Закрепить и пополнить (тушканчик, хорь, енотовидная собака) знания детей о животных Калмыкии, обитающих в степи, их повадках, внешнем виде, приспособлениях к среде обитания. Развивать умение сравнивать, делать выводы. Развивать внимание, память, мышление. Познакомить детей с Красной книгой Калмыкии. Рассказать о профессиях людей, занимающихся охраной природы степного края – охотовед, егерь, эколог в заповедниках и заказниках. Воспитывать бережное отношение к богатству родного края, его обитателям и традициям
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Проблемные ситуации «Может ли ежик нести на своих иголках грибы?» «Почему суслик зимой спит?» «А вы встречали сайгачонка?» Коллекционирование Коллекция игрушек диких животных Коллекция фотографий диких животных Фотографии диких животных, занесенных в Красную книгу Имитационные движения «Степные зайчата» «Танец суслика» «Утро в степи», «Ленивые хомячки» Проекты «Юный следопыт» «Сохраним сайгаков», «Зачем сайгаку большой нос?» Игровые ситуации «Что нам ежик (зайчик, суслик) рассказал… «Помоги суслику», «Фотоохота в степи» «Ветер, ветер, покружи, степь родную покажи, о животных расскажи» Выставки Фотографии степных животных Выставка детских рисунков «Степные обитатели», фотовыставка «Удивительное рядом» Выставка детских поделок «Обитатели степи», рисунков «Экологические знаки», фотовыставка «Животные Красной книги Калмыкии» Работа с родителями Фотостенд «Их так мало» Информационный материал «Обитатели степи», конкурсы семейного рисунка «Жизнь в степи», «Лучшая Красная книга» Викторина «Степной сайгак», конкурс семейных рисунков «На просторах Калмыкии»
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Беседа «Кому нужна вода в степи» «Вода в степи», «Про Элистинку, Колонский пруд и Волгу» «Морские и речные заповедники Калмыкии», «Водоемы Калмыкии», «Обитатели Каспийского моря», «Традиция освящения воды» Рассматривание иллюстрации, репродукций Г. Рокчинский, «На Чограе» Г. Рокчинский, «На Чограе», «Большой улов», репродукции с изображением обитателей Каспийского моря и Волги Г. Рокчинский «У родника», «Рыбаки Калмыкии», «Золотой Маныч», «Ночные лотосы» Проблемные ситуации «Поможем степным обитателям во время засухи» «Как очистить Элистинку» «Экспедиция «Чистая река» Моделирование макетирование Макет «Река Элистинка» Макет «Пруд и его обитатели» Коллекционирование Коллекция игрушечных рыбок Коллекция открыток «Дары Каспия» Коллекция фотографий «Обитатели водоемов Калмыкии» Изобразительная деятельность «Ручейки бегут по степи», «Камыши у речки» Лепка «Рыба из Каспия», рисование «У степного пруда (озера, реки)» Коллаж «Обитатели Каспия», рисование «Лотосы» Проекты «Спасём Элистинку» «Сохраним лотосы», «Водная карта Калмыкии» Работа с родителями Викторина «Алтн булг» Фотовыставка «Семейный отдых на Волге (Маныче)», информация «Традиции и обычаи освящения воды» Мастер – класс « Не высохнет вода в звенящем роднике»
Тема «Национальные блюда» Проект «Полезные свойства калмыцкого чая Беседа «О разновидностях борцогов», «Целебные напитки калмыков» Чтение художественной литературы, рассказывание В. Шуграева, «Калмыцкий чай», Д. Кугультинов «Кусок хлеба», М. Хонинов «Хлеб», «Чай Сармы», Д. Басаев «Легенда о происхождении калмыцкого чая», С. Байдыев «Соль» Рассматривание иллюстрации, репродукций Г. Рокчинский, «Хлеб», К. Ольдаев «Калмыцкий чай», Б. Данильченко «Джомба» Сюжетно-ролевые, творческие игры «В гости», «Национальное кафе» Дидактические, развивающие игры «Ээжины помощники», «Приготовим обед для гостей», «Повара национального кафе» Театрализация Драматизация сказки «Скупой богач» Конкурсы, викторины Викторина «Традиции гостеприимства» Опытно-экспериментальная деятельность Свойства молочных продуктов (молоко, сливки, творог, кумыс, чигән и т.д.) Коллекционирование Коллекция «Старинные и современные национальные блюда» Слушание, пение З. Далаева, В. Шуграева, «Боорцг», И. Убушаев, «Хальмг цэ», Б. Уджаев, «Ээҗ ю келә?» Изобразительная, художественно-творческая деятельность Коллаж «Национальные блюда», рисование «Натюрморт» (чай с борцогами), лепка «Блюдо с борцогами» Игровые ситуации «Готовим калмыцкий чай» Работа с родителями Мастер-класс «Глава всех блюд – калмыцкий чай» (церемония приготовления калмыцкого чая), родительская гостиная «Секреты ээҗи» (рецепты молочных напитков), круглый стол «Национальные блюда и их лечебные свойства»
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Беседа «Пища и напитки калмыков» «О борцогах» «Происхождение калмыцкого чая» «Чайная церемония» Чтение Б. Сангаджиева, «Борцоги» Легенда о происхождении калмыцкого чая В. Шуграева, «Благопожелание к чаю» Рассматривание К. Ольдаев «Калмыцкий чай» У. Эрдниев «Чаепитие у кибитки» Творческие игры «Национальное кафе» «В гости» «В гости» Дидактические, игры «Повара национального кафе» «Ээжины помощники» «Приготовим обед для гостей», Экскурсии В национальное кафе Викторина «Традиции гостеприимства» Коллекционирование Национальные блюда Слушание, пение «Боорцг» Хальмг цэ» Изодеятельность «Блюдо с борцогами» «Натюрморт» (чай с борцогами), Коллаж «Национальные блюда» Импровизационные движения «Встречаем гостей» Рассказывание «Любимое блюдо семьи» Игровые ситуации «Готовим угощение для гостей» Работа с родителями Мастер-класс «Глава всех блюд – калмыцкий чай»
Словесные игры «Назови ласково», «Что делает?», «Какой», «Найди по описанию», «Придумай загадку»
Своей извечною тропой сайгаки шли на водопой… Встал, шатаясь, На тростинках-ножках, А потом пошёл За мамой вслед
Проблемные ситуации-загадки Составление творческих рассказов
Фотовыставка «Забавные малыши» Составление описательного рассказа «Что случилось?» Лепка «Поможем детенышам»
Рассказ-рассуждение «Какое время года?»
О. Кипренский. Калмычка Байяуста И. Аргунов. Портрет калмычки Аннушки