Районная научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся Тема: «Правовые вопросы воспитания»Автор: Уразаева Анастасияученица 11 «в» класса Шенталинской СОШ №1 «Образовательный центр» муниципального района Шенталинский Самарской области
В последнее время произошедшие изменения в обществе привели к разрушениям нравственно-этических норм, традиций, основ семейного и школьного воспитания.В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, индивидуализм, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к социальным и и государственным институтам.Каждый день мы видим и слышим шокирующие факты о том, что подростки стали всё больше совершать преступлений, они сквернословят, не прислушиваются к требованиям взрослых, молодёжь отказывается служить в армии. Почему это происходит? Это происходит из-за того, что в нашем обществе нет единого закона о воспитании, который бы закреплял законодательно процесс формирования и воспитания Гражданин Российской федерации.
АНАЛИЗ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ Высокий уровень воспитанности:Старшее звено-18%Среднее звено -27%Начальное звено -42% Низкий уровень воспитанности:Старшее звено -5%Среднее звено -4%Начальное звено – 2%
Социологический опрос на тему « Кто защитит Отечество»
Объект исследования: Региональная и муниципальная система управления качеством и эффективности воспитательной деятельности.Предмет исследования: Комплекс социально-педагогических фактов и условий обеспечения эффективности воспитательной деятельности на региональном и и муниципальном уровне.Цель исследования: Выработать рекомендации по совершенствованию региональной и муниципальной системы воспитания школьников.Гипотеза исследования: Эффективность процессов функционирования и развития региональной и муниципальной воспитательной системы может быть повышена, если в ее рамках будут реализованы принципы системного управления качеством воспитания, учтено общественное мнение, организованы контроль и оценка качества образования на всех уровнях и по всем направлениям.
Результаты социологического опроса: « Нужен ли в РФ Закон о воспитании?»
Материалы и методика Для анализа использовалась информация:1)В сети Интернет, в том числе:Сайт министерства образования РФСайт министерства образования Самарской областиОфициальный сайт администрации муниципального района Шенталинский 2)В правовой системе «Консультант».
Правовой обзор Конвенция о правах ребёнкаКонституция Российской ФедерацииСемейный кодекс Российской ФедерацииГражданский кодекс
Конвенция о правах ребёнка Комментарий:Проанализировав Конвенцию я пришла к выводу: В этом документе много внимания уделяется воспитанию человека, но, к сожалению не все положения конвенции вошли в наше российское законодательство. Например, в ст. 17 говорится о влияние СМИ на ребенка. Ребенок должен иметь доступ к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка, я считаю, что нужно развить данное положение в нашем законодательстве и расширить его в области запрета доступа детей к СМИ, которые пропагандируют насилие и другие негативные явления общества.
Конституция и Семейный кодекс Российской Федерации Комментарий: Мы видим, что основной закон нашего государства определяет, кто и как должен заботиться о детях, но нет статьи, где говорилось бы о том, какая личность должна формироваться в государстве.
Вывод по правовым документам Во всех перечисленных законах отмечается, кто и как должен воспитывать, но не говорится о том кого должны воспитывать. Лишь в «Конвенции о правах ребенка» в ст.29 говорится о том, каким должно быть воспитание и кого должно воспитывать государство. Единственный документ, в котором говорится о воспитании гражданина в Российской Федерации - это государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006- 2010 годы», целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации, но к сожалению она не имеет статус закона. Если вопрос о совершенствовании системы воспитания является актуальным для нашего государства.
Правовые вопросы воспитания на региональном и муниципальном уровне. Основополагающими документами, регламентирующими область воспитания в Самарской области являются:- Устав Самарской области;- постановление Правительства Самарской области «О концепции патриотического воспитания граждан Самарской области»;- закон Самарской области «Об уполномоченным по правам ребенка в Самарской области». Основополагающими документами, регламентирующими область воспитания в муниципальном районе Шенталинский являются:- Устав муниципального района Шенталинский;- районная комплексная программа «Семья и дети муниципального района Шенталинский на 2008-2010 г.г.»;- Целевая программа «Развития физической культуры и спорта в муниципальном районе Шенталинский на 2008 - 2010 г.г.»- программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2008-2010 г.г.».
В нашем законодательстве отсутствует ценностно-целевые ориентиры в области системы воспитания;Разработки региональной и муниципальной нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы воспитания, в основном сконцентрированы на решение финансовых вопросов, но не вопросах воспитания личности;В районных целевых программах уделяется внимание патриотическому, физическому воспитанию, нравственному воспитанию, но совершенно отсутствуют такие направления воспитания как: трудовое, эстетическое, экологическое, экономическое воспитание;Ответственность за воспитание должны нести: семья, школа и государство.Уровень и степень ответственности за воспитание ребенка должны определяться законодательными актами, к сожалению, на сегодняшний день большинство родителей считают, что воспитанием их ребенка должна заниматься школа;(основание данные социологического опроса);Но, к сожалению, уровень воспитанности самих родителей сегодня оставляет желать лучшего, поэтому государство должно возлагать ответственность за воспитание детей на школу и систему дополнительного образования.Также в работе в качестве заключения я предлагаю основу закона о воспитании, который можно было бы принять если не на федеральном, то хотя бы на муниципальном уровне.
Закон о воспитании должен быть разработан на основе уже существующего законодательства, но главной стержневой мыслью этого закона должна сталь идея воспитания всесторонне развитого гражданина Российской Федерации. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Затягивание решения вопроса о воспитании подрастающего поколения может привести к снижению воспитанности не только на уровне муниципалитета, но и на государственном уровне, а это уже может привести к крушению национального сознания, повышения социальной напряжённости.
Перспективы дальнейшей деятельности С этой работой я могу выйти на более высокий уровень и, тем самым, привлечь внимание общественности к данной проблеме.