Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия № 12 Социальный проект работа на тему: «Права ученика в школьном пространстве» Выполнили ученицы 9 «А» класса: Аладова Дария, Алтухова Кристина, Грищенко Дарья, Донецкая ВладилинаНаучный руководитель: учитель истории Ефимова И.В.
Введение: Принимая во внимание важность получения качественного образования для гармоничного развития личности ребёнка, признавая, что институт образования необходим для подготовки школьников к тому, чтобы они стали позитивными, уверенными в себе, продуктивными членами общества, понимая, что школьники должны обучаться в духе мира, уважения, терпимости, свободы, равенства и солидарности, уважения к человеческим правам и свободам , учитывая то, что многими людьми школа признаётся особой территорией, на которую не распространяются права ребёнка, становится актуальной проблемой – обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы. Помочь разобраться в вопросах соблюдения прав и обязанностей учеников, организации их школьного пространства, необходимости введения органов самоуправления поможет данная работа.
Цели и задачи: Главной целью проекта является создание информационной среды, которая позволяет соблюдать права ученика;Проект носит деловой и гуманистических характер;Работа над этим проектом, призвана донести базовые и гуманистические ценности до общества, такие как: свободна личности, психологической безопасности и здоровья учащегося;Данный проект призван осветить проблемы, затрагивающие вопросы связанные с правами ученика в школьном пространстве;Неотъемлемой задачей данного проекта является обсуждение путей решения ученического вопроса;
Историческая справка и понятия: 12 декабря 1993 год – принятие Конституции РФ;20 ноября 1989 г. – принятие Конвенции о правах ребенка; 15 сентября 1990 году Конвенция вступила в силу на территории Советского союза (нынешней РФ);Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения;Ребенок – человек, не достигший 18 возраста (не совершеннолетний);Правоспособность – иметь права и обязанности ( с рождения и до смерти);Юрисдикция - предусмотренное законом или иным правовым актом правомочие государственного органа давать оценку действию лица, государственного органа, общественной организации как правомерному или неправомерному, разрешать юридические споры, применять юридические санкции к лицу, не выполняющему юридических обязанностей или совершившему правонарушение;Ответственность – это положение при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отсчет о своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе полученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств;Индивидуальность – личность, существо, как носить индивидуальных (свойственных только данному существу) особенностей и свойств;Правонарушение — родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права.
Нормативно-правовые документы: Государства - участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. (Конвенция о правах ребенка, статья 2);Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства (Конвенция о правах ребенка, статья 8).Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. (Конвенция о правах ребенка, статья 3, п. 2);
Устав МОУ – гимназии № 12 г. Белгорода: Обучающиеся в Учреждении имеют право на:Получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;Выбор формы получения образования, образовательной программы в соответствии со своими возможностями, потребностями и способностями, условиями Учреждения;Участие в обсуждении и решении вопросов деятельности Учреждения в форме, определяемой Уставом;Уважения своего человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов убеждений;Добровольное вступление в любые общественные организации, свободное посещение мероприятий;Добровольное участие в ученических конференциях, олимпиадах, в том числе, и во всероссийской, и других мероприятиях, не предусмотренных учебным планом;Охрану и укрепление здоровья, получение питания и медицинского обслуживания.
Обучающиеся в Учреждении обязаны: Соблюдать требования настоящего устава, локальных актов, выполнять издаваемые по Учреждению приказы;Добросовестно учиться, сознательно относиться к учебе, своевременно являться на уроки;Быть дисциплинированным, соблюдать общественный порядок в Учреждении и вне его;Уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;Выполнять требования работников Учреждения в части отнесенной настоящим Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции; Бережно относиться к имуществу Учреждения, результатам труда других людей.
Социологический опрос: Нами были проведены социологические опросы среди учащихся 7х-10х классов нашей гимназии, в ходе которых мы выясняли:Нарушаются ли права учеников в школьном пространстве;Участвуют ли учащиеся в жизни школы;Нарушаются ли обязанности учениками;Знают ли ученики о существовании своих прав и обязанностей.
Результаты социологических опросов показали: Наиболее часто встречающиеся нарушения прав учеников: оскорбления, не эффективность педагогического образования, ущемление прав личности и т.д.
Система самоуправление МОУ – гимназии № 12 В системе нашего школьного самоуправления задействовано большое количество учащихся, которые входят в различные министерства и помогают нашей гимназии осуществлять разнообразные мероприятия.Это помогает ученикам реализовывать свои права.
Нарушаются ли обязанности учениками: В ходе данного социологического опроса выяснили у учащихся 7х – 10х классов гимназии № 12, нарушают ли они дисциплину нашего учреждения (к примеру: опоздание на занятия, не соответствующая учреждению форма одежды и т.д.); относятся ли они добросовестно к своей учебной деятельности (к примеру: выполнение домашнего задания, стабильное посещение занятий и т.д.); уважают ли они работников учреждения (к примеру: педагогов, поваров, директора, технических работников и т.д.)=> Нарушение обязанностей приводит к нарушению прав других учеников.
Пути решения задачи: Обсуждение проблем, связанных с нарушением прав ученика и педагога, в СМИ (художественные фильмы, телепередачи, ток-шоу);Организация досуга учащихся и привлечение их к общественным делам;Активизировать деятельность по защите прав ребенка и учителя в министерствах школьного самоуправления;Применять воспитательные меры к учащимся, нарушающим права других учеников и педагогов;Информировать вышестоящие органы о нарушениях прав ребенка со стороны взрослых;Осуществление встреч учеников с работниками правоохранительных органов;Просветительская работа (классные часы по изучению нормативных документов по правам и обязанностям детей).
Результат проведенной работы: Право – это нравственный минимум, не выполнять его никак нельзя. Пренебрежительное отношение к правам человека нельзя считать нормальным явлением общества, претендующего на цивилизованность. Мы считаем необходимым преподавания права в школе, особенно в настоящее время, потому что оно будет происходить на благоприятном эмоциональном фоне. Наша задача раскрыть огромный вред хаоса в состоянии правопорядка и законности, вред для каждого человека. И потребность в преодоление этого хаоса как раз является стимулом к изучению права.Соблюдение прав и обязанностей помогает приобщиться к миру взрослых, где сосредоточено проблемы добра и зла, порядка и беспорядка, любви и ненависти, культуры и бескультурья, мира и войны и еще многих других вопросов.Сегодняшние школьники в дальнейшей жизни столкнутся с обилием противоречащих друг другу суждений. Ориентироваться в них, выбирать правильные, бесспорные, размышлять самим нужно уже сейчас. Мы хотели бы, чтобы дети были раскрепощенными, демократичными, но при этом постоянно интересовались правилами человеческих взаимоотношений, применяли их в повседневной жизни. Этим самым мы будем приобретать веру в необходимость упорного труда и того, что каждый человек в ответе за свою судьбу.
Наша команда: Грищенко Дарья, ученица 9 «А» класса, призер муниципальной олимпиады 2009 года по обществознанию.Ефимова Ирина Вилорьевна, преподаватель истории в МОУ – гимназии № 12.Алтухова Кристина, ученица 9 «А» класса, участник международного конкурса «FLEX» 2009 - 2010 года по английскому языку. Аладова Дария, ученица 9 «А» класса, призер муниципальной олимпиады 2009 года по праву.
Проект окончен. Спасибо за Внимание!