Познание и знание Урок №2 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ №2»
ИСТИНА – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ПОЛУЧЕННОГОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА- - ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕМ- ЛИБОАБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – ЭТО ПОЛНОЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О СЛОЖНОМ ОБЪЕКТЕКАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Виды знаний.Первая классификация:знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.)знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)Вторая классификация:Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.).Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).
Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.).Третья классификация:Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы.Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач.Четвертая классификация:Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.
Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.
Особенности научного познанияСтремление к объективности. Рационалистическая обоснованностьИмеет дело с особым набором объектов реальности.Наука имеет специальный язык.Специфика научных знаний .Взаимосвязь и системность научных знаний. Проверяемость.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.В НАУКЕ ПОМИМО ДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ РАЗНОВИДНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ЗНАНИЯ: ГИПОТЕЗЫ, ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ЛОЖНОЕ ЗНАНИЕВ НАУЧНОМ ЗНАНИИ –ДВА УРОВНЯ:ЭМПИРИЧЕСКОЕ: ОТРАЖАЕТ ОБЪЕКТ СО СТОРОНЫ ДОСТУПНОЙ НАБЛЮДЕНИЮТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИМЕЕТ ДЕЛО С ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ ОБЪЕКТА
УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ-СВЯЗИНАУЧНЫЕ ФАКТЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗМЕРЕНИЕ, ОПИСАНИЕ, СРАВНЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – ФРАГМЕНТАРНО.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ- НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ,ГИПОТЕЗЫЗАКОНЫМЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: АНАЛОГИЯ , МОДЕЛИРОВАНИЕ, АБСТРАГИРОВАНИЕ, ИДЕАЛИЗАЦИЯ.СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЕ ЗНАНИЕ.
уровни НАУЧНого познания ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТ НАБЛЮДЕНИЕ описание ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ИНДУКЦИЯ ДЕДУКЦИЯ АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОБОБЩЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ метод гипотезы ТЕОРИИ
Схема научного познания
ИТОГИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ.
МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
П о в т о р и м :
Дом задание Параграф 6 Подготовиться к тесту по теме параграфов 3-6