Познание и знание Урок №1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ №2»
Проверь себя: 1) В чем заключается социальная сущность деятельности? 2) Какова структура деятельности? 3) Что такое субъект и объект деятельности? 4) Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности? 5) Каковы мотивы деятельности? 6) Как соотносятся потребности и интересы? 7) В чем особенности творческой деятельности?
1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины.Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения.Процесс познания предполагает наличие двух сторон:Субъект познания – человек, познающий предмет или явление.Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.
Запомним! Знание — это результат познания. Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Познаваем ли мир?
1. Пессимисты- Агностицизм — философское учение, отрицающее возможность познания (Разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен.)- Конвенционализм - философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, и эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.2. ОптимистыГносеологизм - философское учение, не отвергая сложности познания, утверждает, что познание мира возможно.
Способы познания.Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Элементы чувственного опыта:Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств);Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств);Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия).Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений.Элементы рационального познания:Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках);Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо);Умозаключение (выводы из логически связанных суждений).Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).
Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности?Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания.Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания.Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.
ИСТИНА – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ПОЛУЧЕННОГОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА- - ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕМ- ЛИБОАБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – ЭТО ПОЛНОЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О СЛОЖНОМ ОБЪЕКТЕКАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Дом задание Стр 55-60