Обряд «Сороки» Урок краеведения в 5 классе Учитель Филиппова Т.А.
22 марта (сухыя) 9(22) марта - Праздник "Сороки" - весеннее равноденсвие Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине: Благослови, мати, Ой, Лада мати, Весну закликати! Зиму провожати! Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.
Печеные «жаворонки» и другие обряды С Сорока мучеников начинаются обряды зазывания весны. Глав ным материальным символом этих обрядов было печенье в виде птичек, которое полагалось печь к этому дню. Называлось оно по- разному: «птюшки», «жаворонки», «воробушки», «чувильки».
Со роки, Жа воронки — славянский народный праздник, приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день, по народному дневнику, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется] (равноденствие). Отмечается 9 марта (22 марта).
Со роки, Сорок сороко в, Со роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Заклички Весны, «Гуканне вясны» (белорус.), «Младенци» (серб.)
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые — 1 марта, третьи — 25 марта). В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищат себе места для гнездования. Воробьи поспешают гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома — улетела белобока в чащи лесные.
По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба — таким образом призывает урожай на своё поле.
На Сороки и на пятой неделе Великого поста[2], пекут «жаворонков» (кое-где «куликов» и «орешки»)[3] из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках.
К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками».
Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать».
Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: Жаворонки, прилетите, Студёну зиму унесите, Тёплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! (Воронеж. обл.)
После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».
В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладья. Пышки делали как сороки, хвост кверху. Типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.
Спасибо за внимание!