Образ Катерины Кабановой в оценке русской критики. Ключевые понятия: дискуссия, полемика, оппонент, тезис, аргументы, суждение, критический разбор.
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) – критик, публицист, поэт, прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника. Учился на историко-филологическом факультете Главного педагогического института Санкт-Петербурга. В годы учебы сформировались его материалистические взгляды. «Я – отчаянный социалист…» - говорил о себе Добролюбов. Постоянный сотрудник журнала «Современник». По воспоминаниям людей, близко его знавших, Добролюбов не терпел компромиссов, «не умел жить», как живет большинство. В исто- рию русской литературы Добролюбов вошел как критик, продолжатель идей Белинского. Литератур-ная критика Добролюбова ярко публицистична.
Добролюбов разрабатывает принципы «реальной критики», суть которой в том, что к произведению надо относиться как к явлениям действительности, выявляя его гуманистический потенциал. Достоинство литературного произведения ставится в прямую связь с его народностью. Самые известные литературно-критические статьи Добролюбова: «Темное царство» (1859), «Когда же придет настоящий день?» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Луч света в темном царстве» (1860).
Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868)
Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) – литературный критик, публицист. Родился в небогатой дворянской семье. Учился на исто-рико-филологическом факультете Петербург-ского университета. Именно в университете прорастает в юноше «ядовитое зерно скепти-цизма». С 1861 г. работает в журнале «Русское слово». Статьи Писарева быстро привлекли вни-мание читателей остротой мысли, бесстрашием авторской позиции, принесли ему славу дерзкого и пылкого полемиста, не признающего ничьих авторитетов.
После 1861 г. Писарев возлагает надежды на полезную научно-практическую деятельность, на пробуждение интереса к точным, естественнонаучным знаниям. С предельно прагматических позиций он подходит к анализу некоторых художественных произведений. Писарев настаивает на том, что всеми силами надо увеличивать число мыслящих людей. Трагически погиб в июне 1868 г. Наиболее известные критические работы Писарева: «Базаров» (1862), «Мотивы русской драмы» (1864), «Реалисты» (1864), «Мыслящий пролетариат» (1865).
Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864)
Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864) – поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета. Начал печататься как поэт с 1843 г. Возглавляет молодую редакцию журнала «Москвитянин», будучи ведущим критиком. Позднее редактирует журнал «Русское слово». Сам Григорьев называл себя «последним романтиком». Известен своими работами об Островском («После «Грозы» Островского», 1860), Некрасове («Стихотворения Н.Некрасова, 1862), Л.Толстом («Граф Л.Толстой и его сочинения», 1862).
Трактовка образа Катерины Кабановой Н.А.Добролюбовым и Д.И.Писаревым
Н.А. Добролюбов 1. Характер Катерины составляет шаг вперед… во всей нашей литературе 2. Решительный, цельный русский характер 3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный 4.У Катерины все делается по влечению натуры 5.В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… 6. Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. 7.Нам отрадно видеть избавление Катерины. Д.И. Писарев 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление 2. Ни одно светлое явление не может возник- нуть в «темном царстве»… 3. Что это за суровая добродетель, сдаю-щаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями? 4. Добролюбов отыскал… привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийс-твом. 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчен-ия своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением