Роль классного руководителя в предпрофильной подготовкеи профильном обучении обучающихся(Опыт регионов РФ)
Классный руководитель: Оказывает ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении как координатор целостного педагогического процесса. Особое внимание обращает на проблемы предпрофильной подготовки, жизненного самоопределения и формирование жизненных планов старшеклассников, ориентацию на приобретение навыков для будущей профессии. Становится, таким образом, координатором раскрытия творческого потенциала ученика.
Основные направления в работе классного руководителя выявление интересов и склонностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов;формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Виды деятельности классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения
Курс «Профориентация для старшеклассников. Шаг в профессию» (34 часа) Цель данной программы содействие в профессиональном самоопределении обучающихся. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация самопознания и саморазвития. Развитие умений выделять профессионально важные качества профессий. Развитие представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры.
Структура программы курса Раздел 1. Мир профессий (технологический аспект)Раздел 2. Здоровье и профессия (медицинский аспект)Раздел 3. Личностные особенности и профессионально важные качества (психологический аспект)Раздел 4. Система профессионального Образования (педагогический аспект)Раздел 5. Поиск работы и трудоустройство (экономический аспект)
Технологический аспект (предмет труда, цели труда, средства труда, условий труда) Школьники знакомятся с миром профессий, их классификацией и характеристиками, целями, средствами, условиями труда; с различиями профессии и специальности, профессии и должности.
Медицинский аспект (уровень здоровья, который необходим для данной профессии, медицинские противопоказания, неблагоприятные условия труда) . Отображается в разделе «Здоровье и профессия» (2 часа)
3. Психологический аспект (какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека, к чертам характера и личностным особенностям).
4. Педагогический аспект (требования профессии к уровню и содержанию образования, какие учебные заведения осуществляют подготовку по профессии, какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности)
5. Экономический аспект (в каких отраслях используется данная профессия: промышленность, транспорт, строительство; спрос на данную профессию, каковы перспективы найти работу, каков характер оплаты труда)
В связи с отсутствием учебников используются рекомендации авторов книги «Психология для старшеклассников» Л. П. Пономаренко и Р. В. Белоусовой. Обучающимся предлагается вести тетради, где в первой половине обязательно записывать основные определения и ключевые понятия по теме каждого урока. Вторая часть тетради отводится для рабочих записей во время выполнения тестов, упражнений, домашних заданий.
Портфолио Портфолио (портфель личных достижений) позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной), что является практико-ориентированным подходом в образовании. Сбор портфолио предполагает повышение учебной мотивации школьников, заинтересованных в накоплении достижений, добавляет больше ответственности родителям и ученикам.
Задачи классного руководителя в работе по составлению портфолио Организация работы по составлению личного «портфолио» обучающихся;Организация информационных уголков для обучающихся и их родителей;Определение содержательной стороны портфеля достижений в плане преемственности предпрофильного и профильного портфолио.
Формы и методы работы групповые занятия с элементами тренинга, с применением информационно-коммуникативных технологийэкскурсиивстречи с интересными людьми, студентами различных учебных заведенийЗанятия проводятся классным руководителем с привлечением школьного психолога, медицинского работника школы, специалистов службы занятости и др.
Ожидаемые результаты работы Выбор обучающимися профиля обучения,Выбор профессии,Выбор учебного заведения,осуществляющего подготовку повыбранной профессии 4. Умение ученика выразить самооценкусвоих достижений через портфолио.
Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни.К.Д.Ушинский