Кинопроизводство
Кинопроизводство — это процесс создания фильма от первоначального замысла, затрагивая этапы бюджетирования, написания литературного и режиссерского сценария, создания календарно-постановочного плана, съёмок и окончательного монтажа, до непосредственного показа готового продукта аудитории в кинотеатрах, посредством телевидения или интернета.
Кинопроизводство существует во множестве стран и распространяется на экономические, социальные и политические сферы жизнедеятельности.
Кинопроизводство принято делить на пре-продакшн (подготовительный период), производство (съёмочный период) и пост-продакшн (монтажно-тонировочный период).
Сценарий Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию уже существующего литературного произведения. Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в этой работе участвуют продюсер и режиссёр, которые нередко становятся его соавторами.
Подготовительный период Самый длительный по времени и очень важный в кинопроизводстве — подготовительный период. На крупных киностудиях существует очень важное подразделение — информационно-методическая группа, которая подбирает материалы и информацию, необходимую в работе над любым фильмом. Во время подготовительного периода режиссёр, изучив огромный материал по теме фильма, разрабатывает концепцию фильма. Творческая группа, в которую кроме режиссёра входят продюсер, художник и оператор-постановщик создаёт режиссёрский сценарий и экспликацию (толкование режиссёром будущей картины, его видение фильма), в которых даётся представление о характере исторической эпохи, обстановки места и времени действия, содержатся указания на основные приёмы в работе оператора и художника, определяются особенности звукового оформления фильма.
Режиссёрский сценарий отвечает на главные вопросы: что снимать и как. Обычно он записывается в виде таблицы, в которой расписаны по графам: номер кадра, наименование объекта съёмки, план, метраж и синхронность, содержание кадра. В режиссёрском сценарии очень подробно описаны каждый кадр, время и место съёмки, определены план и способ съёмки. План может быть крупный, средний и общий
Съёмочный период Это самый важный и ответственный этап в кинопроизводстве. Если в подготовительном периоде ничего не было упущено, все расписано до минуты, то съёмочная группа работает как хорошо отлаженный механизм. В ней можно выделить 4подразделения: режиссёрская группа, операторская группа, художественная группа, группа звукооператора.
Режиссёр (режиссёр-постановщик) является главным лицом на съёмочной площадке, организующим всю работу. Ему помогают второй режиссёр и два—три ассистента. Второй режиссёр - «начальник штаба» режиссёра-постановщика. Он обеспечивает организацию деятельности всех задач режиссёра-постановщика. От его работы зависит очень много, и в первую очередь – выполнение съемочного плана-графика. Ввиду сложности работы второго режиссёра, на данный момент на сложных проектах происходит разделение должностей второго режиссёра на должности второго режиссёра по планированию и второго режиссёра по съемочной площадке.
Операторской группой руководит оператор-постановщик, в неё входят операторы, ассистенты оператора, дольщики, кранмейстеры и механики съемочной техники. Оператор-постановщик является одним из создателей фильма. Вместе с режиссёром он осуществляет выбор съемочного оборудования, цветового решения кадра, освещения и продумывает, если необходимо, движение камеры. Его основная задача — найти наиболее выразительные композиционные и динамические изобразительные решения, точки съёмки, оптические трактовки Оператор-постановщик Михаил Агранович и оператор Борис Прозоров. Обитаемый остров. Фильм первый
Кинооператор - специалист, управляющий киносъемочным аппаратом и обеспечивающий высокое техническое качество съемки и композиционную целостность.
Ассистенты заряжают кассеты, измеряют экспозицию, цветовую температуру освещения сцены и осуществляют разметку фокуса, то есть замеряют расстояния от камеры до объектов съемки и в сложных сценах производит перевод фокусировки вручную. Бригадир осветителей руководит группой осветителей, обеспечивающей бесперебойную подачу электроэнергии, а также установку и работу осветительных приборов. Для питания осветительного оборудования при натурных съемках применяются передвижные электрогенераторы на шасси грузовых автомобилей - лихтвагены.
В художественную группу входят художник-постановщик, художник-декоратор, художник по костюмам, художник-гримёр, художник комбинированных съёмок. Художник-постановщик создаёт ту среду, в которой будет происходить действие фильма. Под его руководством работают декораторы, гримёры, костюмеры, создавая атмосферу той эпохи, в которой существуют герои фильма.
Группа звукооператора устанавливает микрофоны, делает синхронную черновую звукозапись, на основе которой в дальнейшем будет проводиться озвучение фильма. Начало съёмок — очень ответственный момент. Последовательность команд режиссёра уже сложилась в определённый порядок, каждая из них имеет своё значение. «Тишина! Внимание! Приготовились! Аппаратная! Мотор! Камера! Начали!» Помощник режиссёра вносит в кадр нумератор-хлопушку, на которой обозначены название фильма, компания-производитель (киностудия), имя режиссёра и оператора, вид съёмки (синхронная или немая), номер кадра и дубля.
Монтажно-тонировочный период Этот период производства фильма является завершающим. В съемочной группе остаются лишь основные творческие работники и прикрепленные специалисты из монтажного и звукового цехов. К монтажным работам группа приступает после завершения всех съемок, однако часто монтаж фильма ведется параллельно со съемками, что сокращает время монтажно-тонировочного периода. Этот период за редкими исключениями состоит из стандартных последовательных операций.
Монтаж фильма. В процессе съемки отснятый материал поступает к монтажеру фильма, который просматривает его, размечает и систематизирует. Режиссёр-постановщик вместе с монтажной группой осуществляет отбор наиболее удачных дублей и дает указания по монтажу. После окончания съемок эпизода или сцены проводится черновой монтаж. В случае использования видеоконтроля черновой монтаж производят на видеозаписи, полученной с телевизи ра. При цифровой технологии производства применяется нелинейный монтаж цифрового негатива.
Озвучение фильма. В кинематографе существуют три технологии съемки звукового кино: под фонограмму; синхронная; с последующим озвучением.
Изготовление титров и надписей. До недавнего времени изготовление надписей и титров было сложным процессом, выполняемым в цехе комбинированных съемок художниками-графиками. В настоящее время большинство надписей в фильме изготавливаются при помощи компьютера с последующей печатью на кинопленку фильм-рекордером или непосредственным монтажом в цифровой контент в случае производства по цифровой технологии. В любом фильме обязательны начальные титры и конечные. Все остальные надписи изготовляются в зависимости от задач, поставленных авторами.
Контрольные вопросы 1.Расскажите об этапах создания фильма. 2.Назовите подразделения съёмочной группы. 3.Какие существуют технологии съёмки звукового кино?