Имею право, но обязан Презентацию подготовил классный руководитель 6 класса МОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района РТ Печкова Р.Х.
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся.Задачи: - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе; - формировать коммуникативные умения школьников.
1 задание: Дать свою версию ниже перечисленных определений ПраваОбязанностиДолгОтветственностьСвобода 1 балл получает тот, кто даст более точный ответ.
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
2 задание.Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.
3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты1 июня – Международный день защиты детей4 июня - Международный день детей – жертв агрессии20 ноября – Всемирный день прав ребёнка10 декабря – День прав человека12 декабря – День Конституции Российской Федерации
4 задание:Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности
Обязанности школьника: добросовестно учитьсяберечь школьное имуществоуважать учащихся и работников школывыполнять устав школывыполнять правила внутреннего распорядка.Дополнительные баллы получают те, кто раскрывают значение прав и обязанностей
Права школьника. право на бесплатное образованиеправо на получение дополнительного образованияправо на охрану жизни и здоровьяправо свободы выражения своих убежденийправо посещать мероприятияправо на защитуправо на отдыхправо пользоваться библиотекойправо избирать и быть избраннымправо на обучение по индивидуальным программамправо на выбор образовательного учрежденияправо вступать в общественные организацииправо на уважение собственного достоинства.
5 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?
По Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители.
6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:возможность делать все, что хочешьнезависимость от кого-то отсутствие стеснения, ограниченийвозможность выбораправо делать все, что не вредит другим
7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают: 1. запрет курить в общественных местах 2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.3. запрет кататься по перилам4. запрет играть на проезжей части дороги.
8 задание:Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса. Сценка из школьной жизниНазовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.Назовите права, которые нарушались.
9 задание:“Разомнись-ка!”Назовите права, которые нарушались в сказках. 5 баллов максимум, время 3 минуты.“Бременские музыканты” - “Колобок” - “Кот и лиса”
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).
10 задание“Придумай-ка!”Пословицы к статьям Правда суда не боится. Жить – родине служить. Грамоте учиться – всегда пригодится. Всякому мила своя сторона. Делу – время, а потехе – час.Дело мастера боится. При солнышке тепло, при матери – добро. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. Дружба дружбой, а денежки врозь. Волка ноги кормят. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. По заслугам и почёт. Тот герой – кто за родину горой.Один в поле – не воин. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
Рефлексия. Работаем в тетрадях для классных часов АНКЕТА1. Какие права ты имеешь, как ученик?2. Что обязан делать ученик?3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?4.Что такое права?5. Что такое обязанности?6.Зачем придумали права людей и обязанности?
Подведение итогов классного часа После всего того, о чем мы говорили, ответьте на вопрос:Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Спасибо за внимание.
Литература 1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.5. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО. 6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА8 http://festival.1september.ru/authors/ 103- 879-5699.http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-62310.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239. www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра-викторина%20Большакова.doc