Тема № 6Государственно-религиозные отношения Учебные вопросы:1. Религия и общество.2. Типы моделей государственно-религиозных отношений.3. Понятие свободы совести.4. Положение религии в СССР и Российской Федерации.
Вопрос 1Религия и общество
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИИ И ОБЩЕСТВА Взаимосвязь религии и общества рассматривается через два основных понятияСакрализацияШирокое вовлечение в сферу религиозного влияния и санкционирования различных социальных институтов, отношений и форм общественного и индивидуального сознанияСекуляризацияПроцесс высвобождения из-под влияния религии социальных отношений и институтов, различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности, вытеснение религии из различных сфер общественной жизни светскими формами духовного производства и организации жизнедеятельности людей - Архитектура и искусство; - Живопись; - Философия; - Музыка; - Литература; - Наука; - Этика; - Право; - Политика; - Семья; - Экономика и др.- выход из под контроля церкви властных отношений; - освобождение от религиозного санкционирования государственно -правовых отношений; - замена духовенства на служащих мирян в государственном аппарате; - прекращение монополии церкви на образование; - передача юридической власти от церковных судов светским судам.
ДИНАМИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В ИСКУССТВЕ
ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ СВОБОДОМЫСЛИЯ Свободомыслие - мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблемБОГОБОРЧЕСТВОВыражается в чувстве протеста против Бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мирСКЕПТИЦИЗМПроявляется в сомнении истинности вероучения в целом или его положенийНИГИЛИЗМПроявляется через отрицание религии, не связанное с утверждением какого-либо иного мировоззрения, положительных ценностей и идеаловАТЕИЗМПредставляет собой систему воззрений, отвергающих существование Бога ИНДИФФЕРЕНТИЗМПроявляется через безразличие к религии и ее существенным идеямАНТИКЛЕРИКАЛИЗМРелигиозное обоснование связано с борьбой против формализации религиозной жизни, господства в ней организационных структур и духовенства (светское обоснование, как правило, связано с идеей веротерпимости, свободы совести)
Вопрос 2Типы моделей государственно-религиозных отношений
МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙСепарационнаяПодразумевает самостоятельное, независимое существование государства и религиозных организаций. АвторитарнаяГосударство целиком финансирует Церковь и пытается полностью подчинить ее своим идеологическим интересам. Коопера-ционнаяГосударство и Церковь являются равными партнерами. Они договариваются о взаимной поддержке, правах и обязанностях. В тоталитарном атеистическом обществе Церковь отделяется от государства В демократических странах государство прямо финансирует Церковь и имеет возможность вмешиваться в ее дела вплоть до перемещения епископата. При этом священники, муллы и раввины не имеют морального права возмущаться, поскольку получают стабильную государственную зарплату.Традиционные религии пользуются налоговыми льготами, правом на проповедь в государственных учреждениях, государство передает им часть своих полномочий в сфере социального обслуживания населения. Малые Церкви, вносятся в государственный реестр, обладают статусом юридического лица, пользуются некоторыми налоговыми льготами.Сомнительные религиозные группы сохраняют право на свободу совести, но регистрируются как частные ассоциации. В демократических странах государство стремится не препятствовать течению религиозной жизни и деятельности религиозных организаций. утверждается секуляризм во всех сферах государственной и общественной жизни.
Предполагает наличие государственной господствующей религии, провозглашение религиозности самого государства, «второсортность» других религийАмериканскаяТребует, фигурально выражаясь, возведения стены между государством и религиозными организациями, подчеркивается отделение религиозных объединений от государства, абсолютное равенство всех конфессий. Западно- европейскаяОтношения между государством и религиозными организациями по своей сути являются «кооперационным». При отсутствии «государственной церкви» государство принимает на себя защиту ведущих, традиционных конфессий, сотрудничает с ними, а малораспространенным религиозным меньшинствам обеспечивается «конституционный минимум» основных гражданских прав. ПРИМЕРЫСт. 2 Конституции Аргентины закрепляет, что федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую церковь. Конституция Болгарии устанавливает, что «традиционной религией в республике Болгария является восточно-православное вероисповедание» (ч. 3 ст. 12). ПРИМЕРЫПервая поправка к Конституции США была первым национальным инструментом сохранения религиозной свободы в письменном конституционном документе. Она гласит: «Конгресс не будет создавать никакого закона, касающегося учреждения религии или запрещающего свободное отправление ее».- законодательное закрепление статуса религии; - государственное финансирование всех расходов религии; - управление делами церкви государственными чиновниками; - только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, воинских частях и образовательных учреждениях; - только священники государственной религии приглашаются на официальные государственные мероприятия; - руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и др.
СТАТУС ЦЕРКВИ В ГОСУДАРСТВЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬпредполагает тесное сотрудничество государства и Церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной Церкви ОСОБЕННОСТИв сфере экономических отношений – за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь церковь наделяется рядом юридических полномочий церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения ОТДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ ЦЕРКВИправовое регулирование государственно-религиозных отношений обеспечивается нормами государственно-религиозного права, являющимся государственным правом относительно Церкви
Вопрос 3Понятие свободы совести
Вопрос 3Понятие свободы совестиПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИСовестьКатегория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.Принцип свободы совестиОзначает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом.РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИКонституция США (1787 г.)Постановление «О свободе совести» (17 июля 1917 г. Россия)Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 января 1918 г. Россия)«Декларация прав человека и гражданина» (1789 г. Франция)Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» (20 марта 1917 г. Россия)«Всеобщая декларация прав человека» (10 декабря 1949 г.)«Билль о правах» (1794 г. США)«Свод законов Российской империи» (1895 г.)«Парижская хартия для Новой Европы» (21 ноября 1980 г.)-«Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений» (25 ноября 1981 г.)«Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (15 января 1989 г.)
Вопрос 4Положение религии в СССР и Российской Федерации
ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В СССРЗакон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (1 октября 1990 г.)Привел советское законодательство в соответствие с международными нормами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совестиЗакон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (25 октября 1990 г.)Первый раздел освещает общие принципы свободы совестиВторой раздел регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельностьТретий раздел регулирует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединенийПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИРавноправие граждан независимо от их отношения к религииОтделение религиозных и атеистических организаций от государстваНаличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушенияРавенство религиозных объединений перед закономСветский характер системы государственного образования
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СВОБОДЕ СОВЕСТИГлава 1 ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.»Статья 17 п. 1: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.» Статья 14: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.»Статья 19: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.»Статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.» Статья 59 п. 2,3: «2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.» Статья 29 п. 2: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.»Конституция Российской Федерации(1993 г.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.09.1997 № 125-ФЗ«О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»Подтвердил право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убежденийОсновываясь на том, что Российская Федерация является светским государствомПРИЗНАЛ:Особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культурыХристианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, как составляющие неотъемлемой части исторического наследия народов РоссииВажным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. УСТАНОВИЛ, ЧТО :В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВАПРОЯВЛЯЕТСЯ: в гражданском характере правосудия и в гражданском статусе верующихв государственной регистрации актов гражданского состоянияв отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религиюПРИНЦИПЫ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВАНикакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной частью государственных органов и учреждений: школы, вузы, больницы, дошкольные учреждения, воинские части.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ«О свободе совести и религиозных объединениях» Религиозное объединение - это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. РелигиознаягруппаЭто добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее свою деятельность без государственной регистрации. Помещение предоставляется ее участниками.РелигиознаяорганизацияЭто зарегистрированная группа граждан и иных лиц, имеющая не менее 10 членов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в одной местности. При создании необходимо подтверждение деятельности в течении не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления или центральной религиозной структурой. Имеет устав и государственную регистрацию.Запрещено создание религиозных объединений в органах государственной власти и управления, местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОтличительный признак религиозной организации – регистрация в качестве юридического лица МестныеСчитается такая религиозная организация, которая состоит не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении ЦентрализованныеПризнается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3-х местных религиозных организаций Возможности ликвидации религиозной организации По решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом По решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона (125-ФЗ) и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям)
ПРАВА РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ РОССИИиметь собственность, заниматься предпринимательской деятельностью, заключать трудовые договоры со своими работниками устанавливать и поддерживать международные связи и контакты создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки служителей культа и религиозного персонала производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций, создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, учреждать СМИ учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания
ОСНОВАНИЯ ДЛЯЛИКВИДАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИнарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства создание вооруженных формирований посягательство на личность, права и свободы граждан воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ воспрепятствование получению обязательного образования принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершение иных противоправных действий нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в т.ч. использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий принуждение к разрушению семьи пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества
ОБЛАСТИВЗАИМОДЕЙСТВИЯРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С РПЦмиротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствамиохрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культурыпопечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитаниетруды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободыздравоохранениепротиводействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и обществадела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программзабота о сохранении нравственности в общественаука, включая гуманитарные исследованиядиалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в т.ч. в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решенийэкономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества культура и творческая деятельностьработа церковных и светских СМИ деятельность по сохранению окружающей средыподдержка института семьи, материнства и детствадуховное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание
ОБЛАСТИ РАЗНОГЛАСИЙ И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И РПЦ ОБЛАСТИ РАЗНОГЛАСИЙполитическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственными законами сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РПЦКонтакты и взаимодействие с высшими органами государственной власти разрешено осуществлять Патриарху и Священному Синоду непосредственно или через представителей, на региональном уровне – епархальными Преосвященными или их представителями, с местными властями – благочиниями и приходами по благословению епархальных Преосвященных.Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления.