Тема № 2Дорелигиозная эпоха и возникновение религии Учебные вопросы:1. Теории возникновения религии.2. Ранние и родоплеменные формы религиозных верований.
Вопрос 1Теории возникновения религии
КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ РЕЛИГИОЗНАЯТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Религия, как и человек была создана Богом, который дал людям знания о себе, правилах поклонения и об устройстве религиозной организации.НАУЧНАЯИСТОРИЧЕСКАЯ Религия – плод исторического развития человечества (И.Бахофен, Ф.Баур, Э.Ренан) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – психофизиологическая функция человека, мировые архетипы (З.Фрейд, К.Юнг)СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана потребностью общественного развития (И.Кант, О.Конт, М.Вебер)МИФОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – следствие мифологических аллегорий, отражающих окружающий мир (М.Мюллер, Дж.Фрейзер)МАРКСИСТСКАЯ Религия появилась вследствие невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления; человек представлял их как проявление воли разумного начала; высшим силам приписывались человеческие эмоции и поступки, взаимодействие между этими силами переносились на соответствующую им организацию общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин)АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана страхом, страх породил богов (Демокрит, Б.Спиноза, Л. Фейербах, Э.Тейлор)
Поиск поддержки могущественных сил, способных защитить человека о мнимых и реальных опасностей, избавить его от страха смерти и дать надежду на вечное существованиеМОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯНеобходимость в регулирующей силе, способной неотвратимо наказывать за отступление от общепринятых норм, для контроля отношений между людьмиСОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯПотребность в идеологической поддержке власти для сохранения стабильности ее политических структурПРИЧИНЫВОЗНИКНОВЕНИЯРЕЛИГИИ
ВЗГЛЯДЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ Атеистический Религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Будучи стихийным материалистом, первобытный человек приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем человек, поэтому высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а затем и взаимодействия между этими силами калькировались с соответствующей организацией общества. РелигиозныйЧеловек был сотворён Богом, когда-то общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, менялись лишь формы вследствие совершаемых человеком грехов (Адам и Ева попробовали плод с древа познания добра и зла – в трактовке иудаизма и христианства). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы. Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, заявляющих о своём праве на посредничество между человеком и божеством.ПромежуточныйУчитывает современное состояние научных знаний и общественные настроения, базируется на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ
Вопрос 2Ранние и родоплеменные формы религиозных верований
РАННИЕ И РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ
ФЕТИШИЗМ Суть фетишизмаФорма первоначальной, непосредственной религии – колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства – фетиша, достигая того, что ему нужно.МЕСТО ФЕТИШИЗМА В ВЕРОВАНИЯХУ австралийцев фетиши – чуринги – символы и заменители тотемов.У северо-американских индейцев – воплощение родовых покровителей.У народов Западной Африки – личные покровители.
МАГИЯ Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направленииМагические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества других факторов
АНИМИЗМ Вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдельно от материальной – вера в духовСуть анимизмаПризнание самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ АНИМИЗМАВера в духовЗаключение, что в окружающем мире наряду с телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности
ТОТЕМИЗМ Вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природыТотем (род его) считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса кровным родственником (например, член группы, тотемом которой был кенгуру считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы)ОСОБЕННОСТИ ТОТЕМИЗМАМногочисленные обрядные действия по поклонению тотему, его умилостивлению и приобщению к емуДеление всех людей на «своих» и «чужих»Определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем – нельзяТотемизм – это вырастающая прямо из родовой практики форма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, противостоящего природе и другим аналогичным коллективам
ТАБУСистема специфических запретов – табу (особо выделенный) охватывает все сферы жизни и является единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается моралью, религией, правомСистема табу подчеркивает «отделённость» человека от природного мира. Ибо только человек способен оперировать иррациональными категориями. В основном большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными, иррациональными даже с точки зрения ее последователей
КУЛЬТЫ