Урок № 29 Тема: «Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен»
У А.П. Чехова есть замечательный рассказ «Тоска». Главный герой, барин, нанимает извозчика, который только что потерял единственного сына, и ему надо высказать свою боль и печаль любому человеку. Он обо всем пытается рассказать своему спутнику, но тот не желает его слушать. А как мало необходимо было вознице, чтобы унять горечь: просто высказаться… Кто-то из вас скажет, так это когда было. Вот сегодня… Что ж, представим себе «картинки» сегодняшнего дня… Вспомнили для себя привычную картину: на скамейке в парке сидит девушка, по ее лицу медленно струятся слезы. Если бы кто-нибудь из нас заглянул в ее глаза, то увидел бы в них озера тоски и горя… Но ни один из нас не подходит к ней, не спрашивает, что произошло, а самое главное, чем можно помочь… Как же случилось, что мы стали такими? Есть ли на то причины?
Цели и задачи: Понимать: значение городской среды в формировании личности подростка; противоречивость влияния городской среды на процесс социализации подростка. Знать: термины и понятия «урбанизация», «одиночество», «отчуждение», «мегаполис»; силу влияния технического прогресса на молодежь; современные трактовки психологической науки о влиянии городской среды на поведение подростков. Уметь: давать характеристику положения человека среди незнакомых людей; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: задуматься над проблемой толерантного отношения к людям; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План 1. Влияние города на отношения между людьми. 2. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение. 3. Подросток в городской среде. 4. Города и технический прогресс. 5. Влияние технического прогресса на молодежь.
Введение в новый материал Город и человек. Как складываются отношения между ними? Кто-то говорит: «Человек среди большой толпы одинок», другой утверждает обратное: «Человек в толпе всегда вместе со всеми». Что такое одиночество? Как вы понимаете смысл этих высказываний? Какое отношение они имеют к нашему уроку?
1. Влияние города на отношения между людьми Используя метод «мозгового штурма», попробуем ответить на вопрос: Как город влияет на отношения между людьми?
Влияние города на отношения между людьми
Задание: работая с текстом учебника, найдите тезисы, подтверждающие правильность сделанных нами выводов.
Задумаемся… В чем вы видите причины отчуждения городских жителей? Какие последствия подобного отчуждения вы можете назвать? Считаете ли вы процессы подобного общения и уединения нормальным явлением нашего дня? Есть ли в этом положительные моменты? Если бы вы были волшебником, что бы вы изменили в отношениях между людьми в современном городе?
2. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение Творческое задание: давайте разобьемся на четыре творческие группы. Каждая группа должна представить и проинсценировать предложенную сценку из повседневной жизни горожан. Первая группа. Наглядно представьте поведение людей рано утром в переполненном троллейбусе в час пик. Вторая группа. Наглядно представьте поведение людей в тот момент, когда незнакомый человек спрашивает дорогу у горожанина, привычно спешащего по своим делам. Третья группа. Наглядно представьте поведение людей, которые стоят в очереди достаточно долго и кто-то просит пропустить его вне очереди, ссылаясь на какие-то чрезвычайные обстоятельства. Четвертая группа. Наглядно представьте поведение людей, находящихся на рок-концерте.
Подведем итоги… Вы увидели четыре маленьких фрагмента из жизни городских жителей. Как вы думаете, что их объединяет?
Отчуждение между людьми проявляется в: равнодушии по отношению друг к другу; отсутствии толерантного (терпимого) поведения по отношению друг к другу; повышенной агрессивности по отношению друг к другу; нежелании прийти друг другу на помощь; сдержанной манере поведения; в чувстве изолированности и одиночества; отсутствии теплоты в отношениях между незнакомыми людьми.
Задумаемся… Чем можно объяснить феномен отчуждения между городскими жителями? Разве горожане имеют иную физиологическую структуру, нежели сельские жители?
Задумаемся… Авторы учебника утверждают: «Отчуждение несет как благо, так и зло». Нет ли, по-вашему, в этих словах противоречия?
Отчуждение Благо: ♦ невмешательство в личные дела; ♦ свобода личности; ♦ отсутствие контроля; ♦ отсутствие сплетен Зло: ♦ агрессия; ♦ равнодушие; ♦ одиночество; ♦ нетерпимость
Это интересно!Ученые выдели четыре типа дистанции между людьми в ходе их общения: Интимное расстояние (до 45 см). На таком расстоянии общаются очень близкие и хорошо знакомые люди. Негромкий голос, доверительный разговор – типичные показатели такого контакта. Персональные дистанции (45–120 см). Громкость голоса средняя, самое распространенное расстояние в общении. Так контактируют хорошо знакомые люди. Социальная дистанция (120–400 см). На таком расстоянии происходят формальные встречи, кабинетные приемы, общественные представления. Дистанция удобна для всех, никому не мешает заниматься своими делами. Публичная дистанция (400–750 см). На таком расстоянии детали лица, мелкие движения не улавливаются, голос становится громче, слова тщательно подбираются. Общение формальное и чаще с несколькими людьми одновременно.
3. Подросток в городской среде Как же ощущает себя подросток в городской атмосфере? Проблемное задание: внимательно прочитайте предложенный материал и продолжите список проблем современных подростков, проживающих в городах. Какие еще проблемы испытывают, по-вашему, подростки в городе? Как вы думаете, существуют ли способы решения данных проблем? А известны ли вам положительные примеры поведения подростков в городе?
5. Города и технический прогресс Что такое технический прогресс? Задание: внимательно прочитайте материал учебника и ответьте на вопрос: Как повлиял технический прогресс на жизнь города?
6. Влияние технического прогресса на молодежь Каким образом молодежь взаимодействует с техническим прогрессом? Задание: слушая рассказ учителя, выделить характерные особенности взаимодействия технического прогресса с молодыми людьми. Отдельно отметить положительные и отрицательные последствия данного влияния.
Технический прогресс и те стремительные перемены, которые он несет, оказывают глубокое влияние на юношество: Современные подростки должны отдавать больше времени освоению новых технологий, чтобы не отстать от своих сверстников и чувствовать себя уверенными в будущем. Юное поколение приспосабливается к новым веяниям более быстро. Слишком быстрый темп вызывает у них тревожность, неуверенность. Подростки предпочитают жить одним днем. Происходит ослабление связей подростков с семьей. Разобщение и дистанция отрицательно сказываются на личности подростка.
Подведение итогов Какие вопросы мы рассмотрели сегодня на занятии? Какие проблемы общения возникают у человека в городе? Как влияет быстро меняющаяся жизнь на человека? Почему, по-вашему, дети и подростки осваивают новую технику быстрее, чем их родители? Приведите примеры. Существует мнение, что в постоянно меняющемся мире жить интереснее. Согласны ли вы с ним? Влияют ли новшества на ваше поведение, привычки и взгляды? В последнее время Интернет и сотовые телефоны занимают большое место в жизни молодых людей. Они общаются в Интернете и с помощью сотовых телефонов. Как вы считаете, может ли такое «общение на расстоянии» заменить личное общение? Обоснуйте свой ответ. Перед вами несколько высказываний о компьютере. Выберите одно, которое, с вашей точки зрения, наиболее точно отражает роль компьютера в современной жизни: а) компьютер – мой друг; б) компьютер – средство общения через Интернет; в) компьютер – средство для игр; г) компьютер – помощник в учебе.
Домашнее задание: Выучить § 27 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: ответьте на вопрос, какие новинки технического прогресса вы используете в повседневной жизни? 2 вариант: ответьте на вопрос, что вы посоветуете жителям мегаполиса, чтобы улучшить их стиль общения между собой? 3 вариант: напишите современную сказку на тему обозначенного параграфа и обсудите ее.
Желаю успеха!